Правительство выступило с предложением приравнять всех руководителей госкомпаний, ГУПов и МУПов, а также акционерных обществ с контрольным госпакетом к статусу должностных лиц. Такие поправки к УК РФ, подготовленные Минюстом РФ, были недавно внесены на рассмотрение депутатов. Как предполагается, новый статус повысит ответственность руководителей за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, способное повлечь «причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества», и поможет снизить злоупотребления в сфере решения государственных и муниципальных задач.
Но специалисты считают, что нововведения, если они будут приняты, значительно снизят инициативность глав компаний и в целом не окажут того благоприятного влияния, какое подразумевали создатели проекта.
Денис Ермаков, адвокат Коллегии адвокатов «Эгида», г.Самара:
Комментируя факт, связанный с законопроектом Правительства РФ, предложенным к рассмотрению в Госдуме РФ о внесении изменений в УК РФ в связи с отнесением руководителей госкомпаний, ГУПов, МУПов, а также ОАО с контрольным госпакетом к категории должностных лиц, необходимо обратить внимание на ряд существенных обстоятельств, которые могут повлиять на реализацию на практике этого закона в случае его принятия.
Логика действий Министерства юстиции, подготовившего законопроект, ясна и достаточно прозрачна. Это очередная попытка приравнять незаконные действия перечисленных в законопроекте должностных лиц к коррупционным и, соответственно, повысить уровень их ответственности в случае их привлечения к уголовной ответственности, что совершенно логично на фоне декларируемой государством активизации борьбы с коррупцией в стране.
Что касается различных ГУПов и МУПов, то в отношении их руководителей все более или менее понятно в связи с тем, что, как правило, указанные предприятия по факту учреждаются государством, им же и финансируются на 100 %, а следовательно и ответственны прежде всего перед своим единственным учредителем, каковым является государство, при этом финансово-хозяйственная деятельность этих предприятий, чаще всего, существенно понятней и прозрачней для государства, чем деятельность ОАО с так называемым госпакетом, так как их деятельность носит предпринимательский характер, а соответственно несет в себе значительные финансовые риски, которые просчитать заранее руководитель зачастую просто не в состоянии.
Что касается непосредственно руководителей ОАО с госпакетом, то действующее законодательство, а именно ст.289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» несет в себе прямой запрет на участие должностных лиц в какой бы то ни было форме предпринимательской деятельности, что, по моему мнению, содержит существенное противоречие с комментируемым законопроектом и, самое главное, создает возможность неоднозначных трактовок действий перечисленных в законопроекте должностных лиц ОАО с госпакетом уже должностными лицами правоохранительных органов, уполномоченных на привлечение к уголовной ответственности руководителей ОАО с госпакетом, что само по себе таит значительную коррупционную угрозу.
Из законопроекта непонятен также момент наделения статусом должностного лица руководителя ОАО. Само по себе наделение статусом должностного лица - это абсолютно специальная процедура, она не может происходить автоматически и без согласия самого лица, соответственно, возникает вопрос, в какой момент должностное лицо ОАО становится должностным лицом в соответствии с УК РФ, например, в случае покупки всего пакета акций или его части государством.
Исходя из вышеизложенного, полагаю, что на практике с применением данного закона действительно возникнут проблемы, во-первых, в связи с естественным желанием руководителей перечисленных организаций снизить свою управленческую активность из-за боязни неверного шага и возможного привлечения к уголовной ответственности со всеми вытекающими из нее последствиями, что напрямую отразится в глобальном масштабе на экономике страны, а во-вторых, в связи с возможным проявлением коррупции при расследовании данной категории уголовных дел.
Анна Хмельницкая, юрист, Юридическая компания «Хренов и Партнеры»:
Правительством РФ был внесён в Государственную Думу разработанный Министерством юстиции проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Основным направлением указанного законопроекта является ужесточение ответственности руководителей, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями государственных и муниципальных унитарных предприятий, некоммерческих организаций, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Данным законопроектом предусматривается отнесение указанных лиц к должностным лицам.
Кто считается должностными лицами на сегодняшний день?
В главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», в примечании к статье 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» устанавливается, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а так же в вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Указанный законопроект вносит изменение в данное примечание и относит к должностным лицам, помимо перечисленных, также руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием.
Ранее в случае причинения вреда интересам других организаций (некоммерческой организации, государственному и муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях в порядке статьи 201 УК РФ.
Указанным проектом планируется, в связи с отнесением руководителей вышеуказанных организаций к категории должностных лиц, внести изменения в статью 201 УК РФ.
Учитывая, что термин «должностное лицо» используется, в соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК РФ, в отношении всех статей главы 30 УК РФ, то, следовательно, на руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием будет распространяться ответственность, за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных и внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки и т.д.
В связи с изменением круга должностных лиц, изменениям подвергнется также статья 293 УК РФ, предусматривающая ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Законопроектом предлагается помимо крупного ущерба (сумма превышает миллион пятьсот тысяч рублей), предлагается ввести особо крупный ущерб (сумма свыше семи миллионов пятисот тысяч рублей).
Сама по себе цель указанного законопроекта понятна: повышение ответственности руководителей за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, снижение злоупотреблений руководством.
С одной стороны, безусловно, в интересах государства обеспечить любым возможным путём надлежащее исполнение руководителями государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием своих обязанностей. Предложенные меры поспособствуют более ответственному отношению Однако «полезность» любой нормы зависит от её исполнимости на практике.
Главы компаний явно не захотят нести такую серьёзную ответственность, и это приведёт, с большой долей вероятности, к уменьшению поля их деятельности и увеличению числа нововведений, а так же понизит их инициативность в решении отдельных вопросов, от которых во многом зависит развитие той или иной организации.
На мой взгляд, имело бы смысл не переделывать уже имеющиеся статьи УК РФ, а дополнить его самостоятельной нормой главы 30 УК РФ, регулирующей ответственность указанных лиц, с учётом особенностей их деятельности.
Начать дискуссию