Вправе ли лицензирующий орган отказать предприятию общественного питания в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в помещении, находящемся на территории спортивного объекта, не включенного во Всероссийский реестр объектов спорта?
Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен большой перечень объектов, на которых не допускается продажа алкогольной продукции. Среди них в том числе поименованы:
- детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории;
- оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Названные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
Порядок выдачи лицензии регламентирован ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ. В силу п. 8 этой статьи лицензирующий орган принимает решение о ее выдаче либо об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа.
Согласно пп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного закона.
В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока ее действия, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. Подача таких документов и является основанием для проведения проверки. Предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является оценка соответствия представленных им сведений лицензионным требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции на спортивных объектах и прилегающих к ним территориях запрещена и считается основанием для отказа в выдаче лицензии лицензирующим органом. При этом отсутствие спортивного объекта во Всероссийском реестре объектов спорта не имеет никакого значения. Подтверждение тому – Постановление ФАС ПО от 24.12.2013 № А12-4722/2013.
Общество обратилось в суд с иском о признании незаконным решения лицензирующего органа об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с открытием обособленного подразделения во Дворце спорта на том основании, что он не является объектом спорта в соответствии с п. 5, 6 ст. 37.1 Федерального закона № 329-ФЗ, так как не внесен во Всероссийский реестр объектов спорта.
Первая инстанция суда с доводами общества согласилась, однако апелляционная и кассационная инстанции отменили ее решение, отказав обществу в удовлетворении его требований. Они привели следующие доводы.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ объекты спорта – объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Пунктом 1 ст. 37.1 Федерального закона № 329-ФЗ установлено, что Всероссийский реестр объектов спорта формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории РФ и используемых для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Согласно п. 5, 6 ст. 37.1 Федерального закона № 329-ФЗ объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, не может использоваться для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, за исключением случая, если объект спорта впервые используется с этой целью.
В итоге судьи сделали вывод, что в силу п. 5, 6 ст. 37.1 Федерального закона № 329-ФЗ на объектах, не внесенных во Всероссийский реестр объектов спорта, запрещается проводить официальные физкультурные и спортивные мероприятия, и это опровергает мнение о том, что спортивный объект, не внесенный в реестр, не является объектом спорта.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона № 329-ФЗ под официальными физкультурными мероприятиями и спортивными мероприятиями понимаются мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы этих мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований.
Как было подтверждено информацией официального сайта Дворца спорта, в нем помимо официальных спортивных мероприятий проводились спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия. То, что Дворец спорта является объектом спорта, следовало из письма Минспорта области и Приказа Росстата от 23.10.2012 № 562.
На основании изложенного судьи пришли к выводу, что Дворец спорта, в котором располагалось территориально обособленное подразделение, указанное обществом в заявлении о переоформлении лицензии, является объектом спорта, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ на данном объекте запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Тот факт, что спорный объект не числится в реестре объектов спорта, не свидетельствует об отсутствии у него статуса спортивного объекта. Более того, внесение объекта в реестр спортивных объектов носит заявительный характер и зависит от волеизъявления собственника объекта.
В связи с этим отказ лицензирующего органа на основании п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции был признан обоснованным, поскольку включение в существующую у общества лицензию территориально обособленного подразделения, расположенного во Дворце спорта, прямо нарушает положения п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 № А41-1903/13 общество также подало иск с заявлением о признании незаконным решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В ходе проверки лицензирующий орган выяснил, что общество планирует организовать продажу алкогольной продукции в помещении на территории объекта спорта – стадиона (бар расположен на углу стадиона). Согласно схеме прилегающей к бару общества территории, выполненной в результате обследования, бар непосредственно находился в помещении трибуны стадиона, а расстояние от него до ближайшего (запасного) входа на стадион составляло 170 м.
Основанием для отказа в выдаче лицензии стало несоответствие общества лицензионным требованиям пп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ: нахождение объекта лицензирования в зоне запретов и ограничений (п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, Постановление Правительства Московской области от 01.06.2006 № 470/21). И первая, и апелляционная инстанция решение лицензирующего органа признали законным, установив, что помещение для розничной продажи алкогольной продукции, в отношении которого общество подало заявление о выдаче лицензии, находится непосредственно в здании спортивного сооружения (трибуне стадиона), являющегося местом массового скопления граждан.
Не помогла обществу и ссылка на положение п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которому не допускается розничная продажа алкогольной продукции в организациях культуры, за исключением продажи, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания. При этом общество привело письмо председателя Комитета по физической культуре и спорту, в котором сообщалось, что стадион в полной мере относится к объектам культуры (физической).
Суд отклонил этот довод как несостоятельный на том основании, что общество обратилось с заявлением о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в помещении стадиона, являющегося объектом спорта, и отнесение стадиона к объектам культуры не исключает отнесение того же стадиона и к спортивным сооружениям. Арбитры указали также, что в этом же письме, на которое сослалось общество, сообщалось, что на территории стадиона не только проводятся спортивные мероприятия, но и действуют различные клубные объединения спортивной направленности (секции, кружки, группы и т. д.). Соответственно, в данном случае стадион является объектом спорта.
Таким образом, для судей отсутствие объекта спорта во Всероссийском реестре объектов спорта, а также отнесение его к объектам культуры не является достаточным аргументом для признания незаконным решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Начать дискуссию