Образ диккенсовского нотариуса в виде солидного мужчины в нарукавниках на фоне свитков с завещаниями и пухлых папок с делами стремительно меняет очертания. Внедрение современных технологий в традиционную, веками устоявшуюся систему документоведения открывает новые возможности для повышения оперативности нотариальных действий.
Законодательные основы автоматизации нотариата
Нотариусы, пожалуй, последние из формализованных структур, кто, наконец, добрался до внедрения информационных технологий. Это и понятно, ведь некоторые нотариальные действия - удостоверение подлинности подписи, договоров и прочих документов требуют изучения подлинников на бумаге.
Электронные документы для нотариуса оставались правовым нонсенсом до октября 2012 года, когда был подписан закон № 166-ФЗ, так и не вступивший в силу. Вместо него был принят комплексный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ, внесший изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».
В законе № 379-ФЗ закреплены три основных функции, касающиеся деятельности нотариусов в электронном пространстве:
- ведение Единой информационной системы нотариата (ЕИСН);
- совершение нотариальных действий на основе электронных документов;
- удостоверение равнозначности электронного документа и оригинала на бумажном носителе.
Помимо дополнительных функций, нотариусы наделяются новыми правами. Теперь, совершая нотариальные действия, нотариус не обязан спрашивать согласия заявителя и других причастных лиц на обработку их персональных данных (ст. 5 «Основ законодательства…»).
Насколько полезными будут нововведения, вступающие в силу с 1 июля 2014 года? Готовы ли нотариусы к инновациям и не нарушают ли новые возможности прав граждан?
ЕИСН и Закон о персональных данных
Ведение, формирование, техническое сопровождение ЕИСН осуществляет Нотариальная палата РФ. Все частнопрактикующие нотариусы должны направлять информации о совершении нотариальных действий, наследствах и залоге движимого имущества.
Заинтересованные пользователи сети Интернет круглосуточно и безвозмездно могут получить из реестра сведения:
- об отмене доверенности;
- о залоге движимого имущества: регистрационный номер уведомления, дата заключения и номер договора залога, описание предмета залога;
- о залогодателе и залогодержателе: (для физических лиц) имя, фамилию, отчество, дату рождения, место проживания и паспортные данные.
Не совсем понятно, зачем и для кого надо обнародовать возраст и паспортные данные человека. Это не публичная информация, она не входит в перечень сведений для общедоступных источников (статья 8 ФЗ «О персональных данных»). Законодатель предусматривает обнародование любой информации, подлежащей обязательному раскрытию на основании федерального закона, не спрашивая разрешения субъекта персональных данных, но до сих пор такая возможность была реализована МВД России при объявлении в розыск беглых уголовников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Удостоверение равнозначности электронного и бумажного документов
Система электронного документооборота введена еще не во всех предприятиях, получение квалифицированной ЭЦП – процесс нескорый, но для некоторых учреждений, например, Пенсионного фонда, УФНС требуется заверение документов в электронном виде. Бывают и обратные ситуации, когда необходимо электронную версию перевести в бумажный экземпляр.
Документ - первоисточник представляется в бумажном или в электронном виде, скрепленный квалифицированной электронной подписью заявителя. В первом случае нотариус изготавливает электронный документ по бумажному оригиналу и заверяет своей электронной подписью. Во втором случае нотариус проверяет принадлежность заявителю квалифицированной электронной подписи, распечатывает электронную версию документа и заверяет обычным порядком. Стоимость – не менее 50 рублей за каждую заверенную страницу.
Совершение нотариальных действий на основе электронных документов
Согласно ГОСТ Р 51141-98, документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Неважно, электронный носитель или бумажный, лишь бы был в наличие идентифицирующий признак.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» обновил правовой механизм оснащения электронного документа подписью, которая однозначно идентифицирует подписавшего. С этого момента система электронного документооборота начала широко и стремительно внедряться. Так, в 2011 году Федеральная налоговая служба разрешила осуществлять подачу электронных документов для регистрации юридического лица, заверенную электронно-цифровой подписью (ЭЦП) нотариуса, сначала в рамках опытной эксплуатации, а с февраля 2012 года в регламентном режиме. Стоимость услуг нотариуса с ЭЦП может достигать 9 тыс. рублей, но далеко не каждый их оказывает. На сайте Нотариальной палаты опубликован список нотариусов, работающих с электронными документами, из которого видно, что в Подмосковье всего 45 нотариальных контор осуществляют регистрацию юрлица в ФНС через Интернет, в Ставрополе – 19, в Воронеже – 6, а на всю республику Бурятию насчитывается всего 10 таких нотариусов. По столице списка нет, видимо, считается, что все нотариусы Москвы оснащены ЭЦП.
В обновленных Основах законодательства РФ о нотариате не указывается, какие именно нотариальные действия будут совершаться на основании электронных документов. Уточняется лишь, что:
- документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью заявителя; - удостоверение сделки, в том числе доверенности допускается в присутствии лица, совершающего сделку или его представителя.
Альтернативные способы удостоверения и фиксации информации
Как вы думаете, электронно-цифровая подпись или ЭЦП, что это такое? Отнюдь не отпечаток пальца или биометрические данные, а устройство, которое может использовать любой человек, имеющий к нему доступ и знающий коды и пароли. Считать ЭЦП абсолютной защитой от злоупотреблений и мошенничество было бы наивно.
Альтернативным вариантом, не подменяющим, а дополняющим функционал нотариата, является система автоматической фиксации почты, хранения электронных документов и снимков с экрана «Электронный нотариус». Своеобразная «нотариальная контора онлайн» обеспечивает сопровождение и контроль деловой переписки в сети Интернет, позволяет осуществлять надежный обмен электронными документами, актами, приложениями без электронной подписи. Пользоваться сервисом просто: договаривающиеся стороны при отправке электронных документов копии направляют на выделенный адрес «Электронного нотариуса». Почтовое сообщение будет храниться вместе с вложенными файлами в специализированном банке данных и при возникновении спорных вопросов может быть использован в качестве доказательства, в том числе в суде. За год с небольшим функционирования системы, в пользу ее клиентов было вынесено 3 судебных решения, одно из которых подтверждено апелляционной инстанцией.
Начать дискуссию