Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Вопрос: Ассоциация юридических лиц, осуществляющая предпринимательскую деятельность, установила факт использования ее фирменного наименования другой коммерческой организацией при выпуске продукции. Считая, что указанный факт нарушает исключительное право Ассоциации на использование фирменного наименования, обратилась в суд с требованием прекратить использование коммерческой Организацией указанного фирменного наименования в своей деятельности. Правомерно ли данное требование и вправе ли некоммерческая организация потребовать также возмещения причиненных убытков?
Ответ: Данное требование неправомерно, так как Ассоциация не вправе воспользоваться установленными способами защиты исключительных прав, поскольку ассоциация является некоммерческой организацией и у нее не возникает права на фирменное наименование, а соответственно и правовой охраны указанного фирменного наименования, и, следовательно, некоммерческая организация также не вправе требовать возмещения причиненных убытков.
Обоснование: На основании пункта 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 1 статьи 121 ГК РФ закрепляет, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.
В силу пункта 4 статьи 54 ГК РФ закрепляет также, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
На основании пункта 1 статья 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются фирменные наименования;
В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Также пункт 58.2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" устанавливает, что в силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.
Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 ГК РФ.
Не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.
Таким образом, Ассоциация не вправе воспользоваться установленными способами защиты исключительных прав, так как ассоциация является некоммерческой организацией и у нее не возникает права на фирменное наименование, а соответственно и правовой охраны указанного фирменного наименования, и следовательно у Организации не возникает права на возмещение убытков.
Аналогичный вывод содержится Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N 17АП-3980/2012-ГК.
Начать дискуссию