Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Вопрос: При проведении открытого аукциона в электронной форме было принято предложение участника размещения заказа о цене контракта, которое было подано в основное время проведения аукциона и являлось минимальным среди поданных за указанный временной период. По истечении двенадцати минут с указанного момента другим участником было подано предложение ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта. Правомерно ли присвоение оператором электронной площадки первого места в протоколе проведения аукциона предложению другого участника, как содержащего наиболее низкую цену контракта?
Ответ: Действия оператора электронной площадки следует признать неправомерными.
Обоснование: В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №94-ФЗ) под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Аукцион может быть открытым или закрытым (часть 2 статьи 32 Закона №94-ФЗ).
На основании части 1 статьи 41.1 Закона №94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 Закона №94-ФЗ.
В силу части 2 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки.
Согласно части 4 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения, за исключением случая, установленного частью 18 названной статьи, начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, в порядке, установленном указанной статьей.
При проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона" (часть 7 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 названной статьи.
При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение открытого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается (часть 11 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ).
Как следует из части 12 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ в течение десяти минут с момента завершения открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 названной статьи.
На основании части 14 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ во время проведения открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки обязан отклонить предложение о цене контракта в момент его поступления, если оно не соответствует требованиям, предусмотренным названной статьей.
Согласно части 19 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ протокол проведения открытого аукциона в электронной форме размещается оператором электронной площадки на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае, предусмотренном частью 18 названной статьи, - по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Таким образом, как следует из указанных норм, если в течение десяти минут после поступления последнего предложения о цене контракта, ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически завершается; при этом в течение десяти минут с момента завершения открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона вправе подать предложение о цене контракта, но оно не может быть ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе; применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что аукцион завершился спустя десять минут с момента принятия предложения участника размещения заказа о цене контракта, поданного в основное время проведения аукциона и являющимся минимальным среди поданных за указанный временной период, а в течение десяти минут с момента завершения открытого аукциона участник не вправе был подавать предложение ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, в такой ситуации оператору электронной площадки следовало отклонить указанное предложение как не соответствующее требованиям части 12 статьи 41.10 Закона №94-ФЗ; действия оператора электронной площадки по присвоению первого места в протоколе проведения аукциона такому предложению другого участника нарушают положения законодательства о размещении заказа и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» КоАП РФ.
Возможность признания аукциона недействительным в связи с подобным нарушением порядка его проведения подтверждается Постановлением ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 N А65-2944/2010.
Между тем Закон №94-ФЗ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ).
Закон №44-ФЗ предусматривает проведение электронного аукциона (аукциона в электронной форме) как способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24, часть 1 статьи 59 Закона №44-ФЗ). Данный способ не предусматривает такого понятия как оператор электронной площадки; для выполнения функций по определению поставщиков при проведении электронного аукциона создается аукционная комиссия (часть 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ), кроме того, заказчик вправе привлечь специализированную организацию для разработки документации, размещения извещения о проведении аукциона (часть 1 статьи 40 Закона N 44-ФЗ).
Начать дискуссию