Трудовое право

Гражданский служащий участвует в конкурсе на иную должность на общих основаниях

В связи с сокращением должностей гражданской службы государственного органа был расторгнут трудовой договор с гражданским служащим.

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В связи с сокращением должностей гражданской службы государственного органа был расторгнут трудовой договор с гражданским служащим.  При этом в виду отсутствия иных должностей гражданской службы в государственном органе, равно как и в другом государственном органе, которые подошли бы сокращаемому служащему по уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы представителем нанимателя указанный служащий был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы. Между тем сокращаемый служащий желает пройти конкурс на имеющиеся вышестоящие вакантные должности гражданской службы, которые он мог бы замещать указанный служащий с учетом профессионального образования, квалификации и стажа гражданской службы. Имеет ли гражданский служащий преимущественное право перед другими кандидатами на занятие указанных должностей при проведении конкурса?

Ответ: Гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях, преимущественное право на занятие указанных должностей отсутствует.

Обоснование: Статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон №79-ФЗ) регламентированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

На основании части 1 указанной статьи при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В силу части 6 статьи 31 Закона №79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ.

Так, исходя из пунктов 8.2 и 8.3, соответственно, части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе и упразднения государственного органа.

В то же время, как следует из пункта 10 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.

Согласно части 1 статьи 22 Закона №79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Так, исходя из пункта 4 части 2 указанной статьи конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Закона №79-ФЗ.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (часть 4 статьи 22 Закона №79-ФЗ).

Таким образом, если сокращаемый служащий претендует на должность, предполагающую должностной рост, то данное право может быть реализовано только на конкурсной основе. При этом какого-либо преимущественного права для сокращаемого служащего при проведении такого конкурса законодательством не установлено.

Так, исходя из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года" при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

А исходя из Обзора Красноярского краевого суда от 18.09.2012 "Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда по служебно-трудовым спорам" из системного толкования положений пункта 10 части 1 статьи 14, статьи 22, частей 1, 2, 3 статьи 31 и пункта 6 части 1 статьи 33 Закона №79-ФЗ (в редакции до введения в действие Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ) следует, что при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации должностной рост сокращаемого служащего правомерен только на конкурсной основе на общих, равных с другими кандидатами основаниях, не предполагающих наличие у сокращаемого служащего какого-либо преимущественного права.

Начать дискуссию