Регистрация бизнеса с иностранным участием

Регистрация иностранными предприятиями и физическими лицами бизнеса на территории Российской Федерации в последнее десятилетие стала одним из наиболее выгодных способов инвестирования свободного капитала в российскую экономику. На сегодняшний день чисто иностранные и совместные предприятия занимают уже около 15% всего частного бизнеса в нашей стране.

Источник: ООО "Гестион" 

Регистрация иностранными предприятиями и физическими лицами бизнеса на территории Российской Федерации в последнее десятилетие стала одним из наиболее выгодных способов инвестирования свободного капитала в российскую экономику. На сегодняшний день чисто иностранные и совместные предприятия занимают уже около 15% всего частного бизнеса в нашей стране. Сегодня мы не будем заострять внимание на выяснении причин и последствий перетекания капитала и прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а рассмотрим основные тенденции государственного регулирования деятельности иностранных и совместных предприятий, порядок их регистрации и ведения финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено 3 основных типа организации чистого иностранного бизнеса и компаний со смешанным капиталом:

  • Дочерняя компания.

  • Представительство.

  • Филиал.

В случае регистрации дочерней компании (формы собственности: ООО, публичные и непубличные акционерные общества) иностранная компания аналогично стандартной процедуре образования юридического лица формирует и подает готовый комплект документов в регистрирующий орган по месту будущего расположения дочерней компании. В соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрацию осуществляют федеральные органы исполнительной власти, каковыми в данном случае являютсятерриториальные отделения Федеральной налоговой службы. Стоит отметить, что в отдельном территориальном субъекте может находиться как один регистрирующий орган (например, в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах), так и не сколько (Московская область). Определить регистрирующий орган можно с помощью специализированного сервиса на сайте ФНС Российской Федерации.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Согласно действующему порядку регистрации иностранных предприятий ее руководитель, являющийся учредителем, должен лично выступать в качестве заявителя, а также подписать все документы в регистрирующем органе. Для ускорения процесса регистрации оптимальным является присутствие руководителя при подаче пакета документов, однако возможен и вариант регистрации по доверенности. При ее наличии пакет документов, подтверждающих регистрацию юридического лица будет направлен на адрес организации по почте.

Для регистрации и открытия представительства и/или филиала в любом регионе Российской Федерации иностранная компания должна сформировать и подать полный пакет документов на утверждение в Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ (расположена в г. Москва по адресу Смоленский бульвар, д. 3/5, инд. 119121) либо в Торгово-промышленную палату (г. Москва, улица Ильинка, д. 6, инд. 103070).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: При подаче документов в один из указанных выше органов для аккредитации филиала или представительства иностранной компании не требуется обязательного личного присутствия подписанта: весь пакет бумаг может быть подписан заранее, а его подачу вправе осуществлять доверенное лицо. Однако стоит отметить, что отдельные банки при открытии счетов могут потребовать личного учинения подписей руководителя на карточках образцов подписей – такие требования регламентирует внутренняя политика конкретного банка, поэтому данный момент целесообразно уточнить заранее.

Ниже мы укажем существенные особенности каждого из вариантов открытия бизнеса с описание их плюсов и минусов.

Дочерняя компания

1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – одна из наиболее распространенный форм образования юридического лица, в частности при регистрации иностранного бизнеса юридическим или физическим лицом, привлекающая иностранных субъектов предпринимательства наименьшим количеством требований со стороны законодательства. Общий уставный капитал ООО должен составлять не менее 10 000 рублей – он делится на части, которые не оформляются в виде акций и не подлежат регистрации в качестве ценных бумаг. Соответственно доля каждого собственника определяется его вкладом в общий уставный капитал, ответственность по обязательствам компании разделяется между собственниками также пропорционально вкладу в уставный капитал.

Одна из важнейших привлекательных особенностей ООО как формы организации иностранного бизнеса в Российской Федерации – наличие преимущественного права собственников на выкуп доли в ситуации, когда один из участников ООО заявляет о намерении ее продажи. Подобное отчуждение не требует длительной бумажной работы – достаточно нотариального удостоверения сделки.

Особенности учреждения ООО иностранными субъектами в Российской Федерации:

  • В обществе с ограниченной ответственностью не может быть более 50 участников. В случае, когда их количество превышает лимит, общество должно в течение одного года провести реорганизацию в акционерное общество или производственный кооператив. Помимо этого, ООО не может состоять из единственного участника-юридического лица.

  • Уставный капитал – не менее 10 000 рублей.

  • Половина уставного капитала должна быть оплачена к моменту подачи документов в регистрирующий орган, вторая половина – в течение года с момента учреждения ООО.

  • Управление и принятие стратегических решение в обществе осуществляется посредством организации собрания участников, совета директоров (может быть сформирован по усмотрению собственников), а также генерального директора.

Пакет документов и сведений, необходимых для открытия ООО:

От иностранной компании-учредителя:

  • Свидетельство о создании компании/выписка из коммерческого реестра/иной документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании.

  • Устав и учредительный договор.

  • Свидетельство или иной документ, подтверждающий местонахождение иностранной компании.

  • Рекомендательное письмо из банка о финансовой состоятельности компании и ее устойчивости.

  • Свидетельство о постановке на учет в иностранных налоговых органах с указанием номера налогоплательщика.

  • Выписка из торгового (коммерческого) реестра касательно назначенных директоров иностранной компании (в случае отличия данных сведений от сведений во внутренних документах иностранной компании)

Все указанные документы должны быть нотариально заверены и легализованы (консульская легализация/апостиль). Подписи уполномоченных лиц также должны иметь удостоверяющую отметку нотариуса.

От иностранного учредителя-физического лица:

  • Полный пакет заверенных нотариально персональных данных: перевод паспорта или иных документов, удостоверяющих личность.

  • Копия временной регистрации.

  • Копия иммиграционной карты

Для создания ООО также потребуется указание:

  • краткого и полного наименования новой российской компании на русском языке (использование таких слов, как, например, «Россия», «Москва», «Федеральный» допускается только с разрешения компетентных органов – подробнее о порядке их использования можно узнать из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 №52, статьи 1473 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Федерального Закона №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

  • полного и краткого наименования новой российской компании на английском языке, формирование перечня видов деятельности;

  • видов деятельности новой российской компании (отдельные виды деятельности подлежат лицензированию – их перечень указан в Федеральном Законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

  • адреса местонахождения новой российской компании (с учетом изменение в Гражданском кодексе РФ, вступившими в силу с 01.09.2014 достаточно указать название населенного пункта). Следует помнить, что точное местонахождение подтверждается гарантийным письмом арендодателя или свидетельством о праве собственности;

  • ФИО каждого из учредителей с приложением копий паспорта, указанием адреса прописки и гражданства (для физических лиц);

  • структуры органов управления ООО: 
    - Общее собрание участников. 
    - Совет Директоров (опционально). 
    - Исполнительные субъекты (Генеральный директор/Правление компании).

  • ФИО Генерального директора или всех членов Правления, всех членов Совета Директоров (если он был образован), копии их паспортов с указанием адреса проживания, гражданства и сроков полномочий.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: в случае, когда генеральный директор является иностранным гражданином, он должен иметь разрешение на работу в Российской Федерации. Если компания планирует наем иностранных граждан на работу, то ей следует получить соответствующее разрешение. Разрешение на наем и работу иностранных граждан получаются до фактического трудоустройства и являются обязанностью работодателя.

  • ФИО главного бухгалтера с приложением копии паспорта;

  • размера уставного капитала новой российской компании;

  • наименования банка, в котором будут открываться расчетные счета новой российской компании.

2. Акционерное общество (АО) – на сегодняшний день значительно менее распространенная форма собственности для новых предприятий ввиду большего количества требований со стороны законодательства, а также неотработанной методологии регистрации и ведения деятельности после вступления в силу изменений в Гражданском кодексе РФ от 01.09.2014. Руководствуясь низкой популярностью данной формы собственности, в рамках данной статьи мы укажем лишь основные особенности открытия чисто иностранного или совместного акционерного общества в Российской Федерации.

Особенности учреждения АО иностранными субъектами в Российской Федерации:

  • Возможна организация акционерных обществ в двух формах: публичное акционерное общество, акции и/или ценные бумаги которого размещены и обращаются публично, и непубличного акционерного общества (оборот и размещение акций по тем или иным причинам не является публичным).

  • Уставный капитал АО разбивается на акции, которые выпускаются и реализуются согласно требования российского законодательства о ценных бумагах и подлежат обязательной регистрации в качестве ценных бумаг.

  • Управление акционерным обществом и принятие стратегических решений осуществляется посредством общего собрания акционеров (участников), Совета Директоров и Генерального директора/Правления.

  • В случае создания совместного АО возможно заключение акционерного соглашения между акционерами.

Представительство

Иностранное юридическое лицо может вести бизнес в Российской Федерации через представительство. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом, а лишь представляет интересы и ведет бизнес от лица определенной иностранной компании. Руководитель представительства назначается Правлением иностранной компании и принимает все решения на основании доверенности.

Основная особенность представительств – это развитие бизнеса, расширение и защита интересов головной компании. Представительство не вправе осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность.

Регистрация представительств происходит посредством подачи пакета документов в Государственную Регистрационную Палату Минюста РФ и/или в Российскую Торговую-промышленную палату. Помимо аккредитации в указанных органах, представительство ставится на учет в территориальном налоговом органе, статистических органах и внебюджетных фондах, банках.

Пакет документов и сведений, необходимых для открытия иностранного представительства на территории РФ:

  • Свидетельство о создании компании/выписка из коммерческого реестра/иной документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании.

  • Устав и учредительный договор.

  • Свидетельство или иной документ, подтверждающий местонахождение иностранной компании.

  • Рекомендательное письмо из банка о финансовой состоятельности компании и ее устойчивости.

  • Свидетельство о постановке на учет в иностранных налоговых органах с указанием номера налогоплательщика.

  • Решение о назначении главы представительства, подтверждающее его право представлять интересы перед третьими лицами.

Все указанные документы должны быть нотариально заверены и легализованы (консульская легализация/апостиль). Подписи уполномоченных лиц также должны иметь удостоверяющую отметку нотариуса.

Для создания представительства также потребуется указание:

  • полного наименования представительства (о порядке выбора наименования можно узнать из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 №52, статьи 1473 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Федерального Закона №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

  • видов деятельности представительства иностранной компании (отдельные виды деятельности подлежат лицензированию – их перечень указан в Федеральном Законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

  • адреса местонахождения представительства (должно соответствовать почтовому адресу). Следует помнить, что местонахождение подтверждается гарантийным письмом арендодателя или свидетельством о праве собственности;

  • ФИО главы представительства с предоставлением копии его паспорта, указанием срока полномочий, адреса проживания и гражданства;

  • Банка, в котором будут открыты счета представительства.

В среднем открытие представительства занимает около 2-2,5 месяцев после подачи документов в компетентные органы Российской Федерации.

Филиал

Помимо указанных выше вариантов, иностранная компания может вести коммерческую деятельность в Российской Федерации через филиал, который также, как и представительство не является самостоятельным юридическим лицом. Глава филиала также назначается Правлением иностранной компании и принимает решения на основании доверенности. Отличие между представительством и филиалом заключается в том, что последний является самостоятельным подразделением, выполняющим все или часть функций иностранной компании, а также имеющим право вести самостоятельную коммерческую деятельность.

Все филиалы иностранных юридических лиц проходят обязательную аккредитацию в Государственной Регистрационной Палате Минюста РФ. Помимо аккредитации в указанных органах, представительство ставится на учет в территориальном налоговом органе, статистических органах и внебюджетных фондах, банках.

Пакет документов и сведений, необходимых для открытия филиала иностранной компании на территории РФ:

  • Свидетельство о создании компании/выписка из коммерческого реестра/иной документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании.

  • Устав и учредительный договор.

  • Свидетельство или иной документ, подтверждающий местонахождение иностранной компании.

  • Рекомендательное письмо из банка о финансовой состоятельности компании и ее устойчивости.

  • Свидетельство о постановке на учет в иностранных налоговых органах с указанием номера налогоплательщика.

  • Решение о назначении главы представительства, подтверждающее его право представлять интересы перед третьими лицами.

Все указанные документы должны быть нотариально заверены и легализованы (консульская легализация/апостиль). Подписи уполномоченных лиц также должны иметь удостоверяющую отметку нотариуса.

Для создания представительства также потребуется указание:

  • полного наименования филиала (о порядке выбора наименования можно узнать из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 №52, статьи 1473 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Федерального Закона №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);.

  • видов деятельности компании-учредителя (отдельные виды деятельности подлежат лицензированию – их перечень указан в Федеральном Законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);.

  • адреса местонахождения филиала (должно соответствовать почтовому адресу). Следует помнить, что местонахождение подтверждается гарантийным письмом арендодателя или свидетельством о праве собственности;.

  • ФИО руководителя филиала с предоставлением копии его паспорта, указанием срока полномочий, адреса проживания и гражданства, разрешения на работу, если глава является иностранным гражданином;.

  • Банка, в котором будут открыты счета филиала.

Государственная Регистрационная Палата рассматривает пакет поданных на аккредитацию документов в течение 18 рабочих дней. В среднем открытие филиала иностранной компании занимает около 2-2,5 месяцев после подачи документов в компетентные органы Российской Федерации.

Привлечение наемных лиц в Российской Федерации

Открытие иностранным лицом или компанией-учредителем юридического лица на территории Российской Федерации сопряжено с необходимостью наличия наемных сотрудников и, как следствие, соблюдения трудового законодательства РФ. Ниже мы приведем краткий перечень особенностей, на которые следует остановить пристальное внимание компании-нанимателю:

  • С каждым сотрудником заключается письменный трудовой договор, в котором содержатся основные условия взаимоотношений работник-наниматель, указаны обязанности сторон и ответственность за их несоблюдение.

  • Наниматель вправе установить испытательный срок для отдельных сотрудников. Испытательный срок может составлять до 1 года (статья 70 Трудового Кодекса РФ, пункт 1 статьи 27 Федерального Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Существуют категории лиц, для которых испытательный срок не может быть установлен – полный перечень указан в статье 70 Трудового Кодекса РФ и пункте 3 статьи 27 Федерального Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  • Трудовой договор прекращается только по основаниям, указанным в главе 13 Трудового кодекса РФ.

  • Заработная плата наемного лица не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), который периодически изменяется в соответствии с решениями компетентных органов. В отдельных субъектах РФ уровень МРОТ может быть выше общегосударственного.

  • Наниматель обязан предоставлять сотрудникам ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 28 календарных дней за один год работы.

  • В РФ определен перечень государственных праздников, которые являются нерабочими днями: 
    - 1-5 января: Новогодние праздники. 
    - 7 января: Рождество. 
    - 23 февраля: День защитника Отечества. 
    - 8 марта: Международный женский день. 
    - 1 мая: День весны и труда. 
    - 9 мая: День Победы. 
    - 4 ноября: День народного единства.

  • При заключении трудового договора с иностранным гражданином следует помнить, что каждый такой сотрудник должен получить разрешение на работу и рабочую въездную визу (если это необходимо).

  • Наниматель должен соблюдать правила безопасности жизнедеятельности сотрудников, принимая локальные нормативные акты, которые должны доводиться до сведения каждого сотрудника под подпись до начала их трудовой деятельности.

  • Нанимателям рекомендуется иметь исчерпывающий перечень локальных нормативных актов, регламентирующих порядок приема и увольнения персонала, основные права и обязанности во взаимоотношениях наниматель-работник, дисциплинарные и административные меры за неисполнение обязательств, даты выдачи заработной платы, порядок премирования и оформления нетрудоспособности, дресс-код и иные важные аспекты функционирования компании. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с указанными правилами и подписать лист ознакомления с ними. 

Комментарии

1
Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.