1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в главу 4 Гражданского кодекса РФ, определяющую порядок функционирования юридических лиц. Мы анализируем наиболее важные из них и то влияние, которое они могут оказать на текущую деятельность организаций.
Благодарим за предоставленные методические материалы Институт развития современных образовательных технологий (ИРСОТ).
Ваше ООО – тоже корпорация
Новая версия 4 главы Кодекса добавила к традиционному разделению юридических лиц на коммерческие и некоммерческие еще одну градацию - на корпоративные и унитарные.
К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) отнесены юрлица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК. Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в госреестр, а также общины коренных малочисленных народов.
В свою очередь, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
Таким образом, к коммерческим корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. К коммерческим унитарным организациям - государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Организационно-правовая форма ЗАО отменена.
При этом уже существующим ЗАО ликвидация не требуется. Достаточно в наименовании исключить слово «закрытое», оставив только «акционерное общество» и внести изменения в устав и ЕГРЮЛ.
Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФ)
Публичные акционерные общества (ПАО) – это те общества, чьи акции и ценные бумаги, размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Непубличные акционерные общества (АО) – все остальные, включая общества с ограниченной ответственностью.
Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным, и наоборот.
Деятельность публичных обществ жестко регулируется.
Компетенция общего собрания акционеров предусмотрена законом и не может
быть расширена положениями устава.
В публичном обществе должен обязательно образовываться наблюдательный совет (п. 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти
Обязанности по ведению реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
Количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру, не могут быть ограничены.
Предусмотрена обязанность публично раскрывать информацию, предусмотренную законом.
Непубличным обществам предоставлена большая свобода.
Компетенция общего собрания может быть расширена положениями устава Общества.
Можно передать ряд полномочий от общего собрания акционеров или (участников) к наблюдательному совету или правлению (п. 3 ст. 66.3)
Функции коллективного исполнительного органа общества полностью или частично могут быть переданы наблюдательному совету или ЕИО.
Ревизионная комиссия может не создаваться, при этом непубличное акционерное общество должно привлекать аудитора.
Отметим, что общество с ограниченной ответственностью обязано привлекать аудитора только в случаях, предусмотренных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». То есть если объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
В уставе общества может быть предусмотрен иной, отличный от установленного законами, порядок проведения общих собраний акционеров (участников) и принятия ими решений (при условии, что такие изменения не лишают участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем). К примеру, в уставе можно предусмотреть порядок созыва общего собрания и уведомления о принятых решениях с использованием электронных средств связи.
Непубличные общества вправе отклониться и от требований закона к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.
У корпорации могут быть сразу несколько гендиректоров
Уставом общества может быть предусмотрено, что полномочия единоличного исполнительного органа передаются сразу нескольким лицам, действующим либо совместно, либо независимо друг от друга.
В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3)
Практика назначения нескольких директоров («принцип двух ключей») заимствована из-за рубежа. Таким способом защищаются интересы участников общества, каждый из которых вправе назначить директоров различных категорий и предусмотреть, что наиболее значимые сделки и действия будут одобряться всеми или большинством директоров.
Обычно в зарубежных компаниях совокупность названных директоров образует правление как коллегиальный исполнительный орган. Российское законодательство не исключает одновременного наличия как нескольких исполнительных директоров, так и правления – но вряд ли стоит настолько усложнять структуру управления.
Предусматривается, что отдельные нормы главы 4 ГК должны быть конкретизированы новыми версиями законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Соответствующие документы Минэкономразвития намерено внести в правительство до 1 декабря.
«Многоголовый» генеральный директор – одна из тех проблем, которая больше всего беспокоит авторов законопроекта. Минэк предлагает так описать в законе порядок создания нескольких ЕИО:
«При наличии у общества нескольких единоличных исполнительных органов в уставе общества указывается, что эти лица действуют от имени общества совместно, либо что они действуют независимо друг от друга в пределах предоставленных каждому из них полномочий, либо что каждый из них осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа общества в полном объеме независимо от остальных.»
«Третье лицо вправе полагаться на неограниченные полномочия каждого лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, за исключением случаев, когда:
- уставом общества предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, о чем была сделана соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц;
- третье лицо знало или должно было знать об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа, предусмотренных уставом общества. При этом опубликование устава общества в общедоступных источниках само по себе не является достаточным доказательством осведомленности третьего лица об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа».
Удостоверение решений общих собраний (п. 3 ст. 67.1 ГК)
Согласно поправкам в ГК, решение общего собрания участников хозяйственного общества должно быть подтверждено:
- в отношении публичного акционерного общества - лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии,
- в отношении непубличного акционерного общества - путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии,
- в отношении общества с ограниченной ответственностью - путем нотариального удостоверения или иным способом, предусмотренным уставом или решением общего собрания участников, принятым единогласно.
Если ООО хочет избежать нотариальной формы удостоверения решений своего общего собрания, оно должно заблаговременно предусмотреть в уставе иной способ удостоверения. Например, подписание решения: присутствующими на собрании участниками; председателем и секретарем собрания, избранными на соответствующем собрании, большинством участников путем обмена письменными сообщениями (с использованием средств электронной связи). Перечень способов удостоверения решения является открытым. По сути, способы удостоверения решения должны нивелировать возможный отказ от подписания решения одного из участников, который проголосовал «против» и желает заблокировать оформление решения общего собрания.
Корпоративный договор
Участники хозяйственного общества - как публичного так и непубличного –вправе заключить корпоративный договор, в соответствии с которым они обязуются, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.
В соответствии с поправками в ГК, нарушение корпоративного договора, если его сторонами являлись все участники хозяйственного общества, теперь может привести не только к взысканию убытков, но и к признанию недействительным того или иного решения органа общества. При этом «всеобщий» корпоративный договор может противоречить ранее принятому уставу хозяйственного общества, но для судов приоритетным документом будет именно договор.
Информация о корпоративном договоре акционеров публичного акционерного общества должна быть раскрыта на условиях, которые предусмотрены Законом об АО.
Участникам непубличного общества необходимо уведомить о корпоративном договоре лишь само общество. Информация о содержании договора не подлежит раскрытию и является конфиденциальной, если иное не установлено законом.
По общему правилу объем прав участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале. Но поправки в ст. 66 ГК РФ гласят, что устав непубличного общества либо корпоративный договор его участников могут предусматривать и иное соотношение правомочий участников (при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий в ЕГРЮЛ).
Передача контроля по договору третьим лицам (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ)
Стало возможным заключение договора между участниками хозяйственного общества и кредиторами общества (а также иными третьими лицами). По такому договору участники обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом (в интересах третьих лиц), в том числе голосовать определенным образом на общем собрании, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств. К этому договору, соответственно, применяются правила о корпоративном договоре.
Таким образом, участники могут полностью или частично отказываться от своих прав в пользу третьих лиц, в которых общество может быть заинтересовано для привлечения инвестиций. До сих пор правоприменительная практика не поддерживала отказ от прав как противоречащий п. 2 ст. 9 ГК РФ.
Требование об исключение участника корпорации
Участник (акционер), утративший в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц долю (акции) в корпорации, вправе требовать ее возвращения с выплатой справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли (п. 3 ст. 65. 2 ГК).
В Кодексе впервые предусмотрены обязанности участников хозяйственных обществ, среди которых следующие:
- участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;
- участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
- не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
- не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.
Согласно п. 1 ст. 67 ГК, любой участник получает право требовать исключения другого участника из непубличного акционерного общества, «если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества».
Это еще одна проблема, которую Минэкономразвития намерено разрешить в новом проекте закона об АО (https://www.klerk.ru/law/articles/403584/). Уберечь мажоритариев от вала «сутяжных исков» планируется при помощи следующей формулировки:
«Акционер или акционеры непубличного общества вправе требовать исключения другого акционера в судебном порядке из непубличного общества с приобретением принадлежащих акционеру акций, если такой акционер своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В случае, если уставом непубличного общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры непубличного общества, предусмотрены иные последствия причинения вреда общества или нарушения обязанностей участниками общества, суд отказывает в удовлетворении иска об исключении акционера из непубличного общества».
Таким образом, в уставе АО может быть зафиксирован иной порядок разрешения споров, и суд обязан будет на него ориентироваться.
Мать ответит за дочь?
Статья 67.3 ГК «Дочернее хозяйственное общество» гласит, что основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного общества
При этом хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Бизнес сильно обеспокоился вопросом, что именно в ГК понимается под «согласием», наличие которого накладывает на основное общество ответственность по долгам его дочек. Законопроект Минэкономразвития пытается разрешить и эту проблему (https://www.klerk.ru/law/news/403116/). Предложена следующая формулировка:
«Основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение обязательных для него указаний основного общества или с согласия основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества. Сделка считается заключенной с согласия основного общества (товарищества) только в случае, когда обязанность заключать соответствующие сделки только с согласия основного общества (товарищества) предусмотрена в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества. Дочернее общество вправе в договоре с контрагентом исключить или ограничить ответственность основного общества».
Реорганизация юридического лица
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законом разрешается преобразование юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких форм (п. 1 ст. 57 ГК)
Установлен минимальный срок, до истечения которого созданное в результате реорганизации юридическое лицо не может быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ: три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 4 ст. 57 ГК).
При реорганизации компании в форме преобразования правила, установленные статьей 60 ГК РФ и обеспечивающие гарантии прав кредиторов (публикация, уведомление), применяться не будут (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
При слиянии и присоединении впредь не потребуется передаточный акт.
Понятие «разделительный̆ баланс» полностью исключается из ГК РФ.
При разделении и выделении вместо разделительного баланса нужно будет утверждать передаточный акт.
Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся
Признание решения о реорганизации недействительным
Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.
Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 1, 2 ст . 60.1 ГК)
Признание реорганизации несостоявшейся
Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании, может признать реорганизацию несостоявшейся.
Реорганизация признается несостоявшейся лишь в особых случаях: например, когда на регистрацию были представлены подложные документы и на самом деле решение о реорганизации компании вообще не принималось (п. 1 ст . 60.2 ГК).
Прекращение недействующего юридического лица
Установлен особый порядок прекращения юридических лиц (ст. 64.2 ГК). Юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, считается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной̆ регистрации юридических лиц.
Комментарии
1