Особенности заключения договора спонсорства некоммерческими партнерствами

Рассмотрим, какой вид договора наиболее приемлем для некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства, а также является ли препятствием для заключения спонсорского договора отсутствие прямого упоминания рекламной деятельности в уставе некоммерческого партнерства.

Рассмотрим, какой вид договора наиболее приемлем для некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства, а также является ли препятствием для заключения спонсорского договора отсутствие прямого упоминания рекламной деятельности в уставе некоммерческого партнерства.

Достаточно часто на практике возникают ситуации, когда к некоммерческим организациям (НКО) в форме некоммерческого партнерства обращаются крупные компании с предложениями о сотрудничестве для реализации благотворительных проектов, программ.

Сложность заключается в отсутствии в действующем законодательстве четкого определения понятия «общеполезные цели», что является необходимым атрибутом функционирования некоммерческой организации.

Зачастую юристы усматривают отсутствие оснований для получения пожертвований в проектах, предлагаемых некоммерческим партнерствам, в связи с отсутствием «общеполезных целей». В таком случае наиболее оптимальным вариантом является заключение договора спонсорства. Однако заключение подобного договора также несет в себе ряд трудностей, в частности наличие обязательств по осуществлению рекламной деятельности, которая не всегда предусмотрена в уставе некоммерческой организации.

Прежде всего необходимо уяснить, что понимается под общеполезными целями.

Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «общеполезные цели».

Судебная практика также не позволяет однозначно ответить на вопрос, что следует относить к данному понятию. Суды подходят к толкованию положения ст. 582 ГК РФ, учитывая особенности каждого конкретного случая[1]. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. № 2902/11 указано, что цели предоставления денежных средств (объединение усилий гражданского общества в области защиты прав человека) «отвечают понятию “общеполезные цели” — ориентированы на защиту конституционных прав граждан и направлены на достижение общественных благ».

Как видно, ни в законодательстве, ни в судебной практике не сложилось четкого определения общеполезных целей. Поэтому с точностью установить, будут ли цели, которые некоммерческое партнерство использует в уставе, квалифицированы судом как общеполезные в случае возникновения судебного разбирательства, не представляется возможным.

В то же время заключение договора спонсорства позволяет избежать неблагоприятных налоговых последствий переквалификации пожертвования в договор оказания услуг (или другой вид договора) в случае признания судом отсутствия в правоотношениях сторон «общеполезных целей».

Согласно Обзору практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37), информация о спонсоре либо о его товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой, при этом спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (п. 21).

Таким образом, сам по себе спонсорский взнос носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению рекламных услуг. Поэтому, по сути, договор о спонсорстве — это договор возмездного оказания услуг, в частности размещения рекламы о заказчике, с той лишь разницей, что такая реклама распространяется в ходе определенного мероприятия.

Учитывая сложившуюся судебную практику[2], дополнительно отметим, что договор спонсорства должен содержать следующие необходимые для данного вида договоров условия:

  1. цель спонсорской помощи;
  2. размер и порядок внесения спонсорского взноса;
  3. описание мероприятия, на проведение которого должна быть направлена спонсорская помощь;
  4. обязанность упоминания спонсируемым спонсора при проведении мероприятия (спонсорская реклама);
  5. обязанность представления спонсируемым отчета о реализации мероприятия.

Относительно отсутствия в уставе НКО упоминания рекламной деятельности как одного из видов деятельности важно учитывать следующее.

Во-первых, основной обязанностью спонсируемого по договору спонсорства являются организация и проведение мероприятия (реализация программы), что должно соответствовать целям, указанным в уставе.

Во-вторых, абз. 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) закреплено, что законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Частью 2 ст. 8 названного Закона установлено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Каких-либо иных ограничений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действующее законодательство не содержит.

Дополнительно отметим, что в уставе партнерства также целесообразно предусмотреть, что партнерство вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ и соответствующими целям создания партнерства. Данное положение может быть растолковано в том числе и как возможность осуществления партнерством рекламной деятельности, соответствующей целям создания. Таким образом, отсутствие в уставе упоминания рекламной деятельности не может толковаться как препятствие для заключения договора спонсорства.

Также обращаем внимание, что с 1 сентября 2014 г. действуют новые изменения в ГК РФ[3], связанные с ограничениями на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями.

В связи с этим отмечаем, что ч. 2 ст. 1238 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ[4]) установлено, что ассоциации и союзы (именно к ним закон относит некоммерческие партнерства) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов). Полагаем, что данная норма позволяет вступать в гражданско-правовые отношения, в том числе заключать договоры, направленные на реализацию целей, указанных в уставе. Прямых запретов на ведение ассоциациями и союзами предпринимательской деятельности Законом № 99-ФЗ не предусмотрено.

Дополнительно отметим, что нормы ГК РФ закрепляют общие правила для участников гражданских отношений и при отсутствии регулирования по тому или иному вопросу подлежат применению также нормы специального законодательства. В рассматриваемом вопросе подлежат применению нормы Закона № 7-ФЗ, где, как уже говорилось, не предусмотрены ограничения, которые могли бы быть применены к анализируемой ситуации.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, вступившие в силу с 1 сентября 2014 г. изменения ГК РФне распространяют свое действие на уже возникшие отношения сторон, в том числе на заключенные до вступления изменений в силу договоры.

Учитывая изложенное, полагаем, что для минимизации рисков переквалификации пожертвования в договор оказания услуг или иной вид договора, а также неблагоприятных налоговых последствий сторонам целесообразно заключить договор спонсорства.


[1] См., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. № 4606/13, от 28 июля 2011 г. № 2902/11.

[2] См., например, Постановления ФАС Московского округа от 16 ноября 2012 г. по делу № А40-103096/11-64-592, от 27 мая 2008 г. № КА-А40/4424-08.

[3] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ.

Начать дискуссию