Анна МИШИНА
«Перед тем как составлять коммерческие запросы поставщикам, наши менеджеры выясняют все нюансы заказа по электронной почте, – пишет нам главбух красноярской компании. – И обычно никаких проблем с доставками у нас не бывает. Однако когда недавно мы получили очередную большую партию товара, оказалось, что это совсем не то, что мы заказывали...»
Рассказанная в письме читательницы ситуация является достаточно распространенной. От того, что по электронной почте продавец предоставит покупателю неверную (заведомо или нет – не имеет значения) информацию о товаре, не застрахован никто.
Далее события развиваются обычно по следующему сценарию. Не получивший ожидаемого заказа покупатель пытается объяснить поставщику, что тот поставил не тот товар. На что поставщик отвечает, что товар был поставлен в полном соответствии с коммерческим запросом. Чему есть соответствующие доказательства.
А вот письменных доказательств того, что неверная информация появилась в коммерческом запросе по вине того же поставщика – нет. Казалось бы, дело зашло в тупик... Однако выход все же можно поискать.
На помощь придет договор
Прежде всего нужно попытаться самим «разрулить» создавшуюся ситуацию – с помощью переговоров, уведомлений, претензий и т. п. То есть соблюсти так называемую досудебную процедуру. Для этого необходимо обратиться к двум документам – Гражданскому кодексу и договору, в рамках которого злосчастная поставка состоялась.
Для того чтобы договор оказался подспорьем, лучше изначально предусматривать в нем условие об ответственности поставщика за информацию о товаре, которую он предоставляет на любом этапе сотрудничества. Также имеет смысл сразу оговорить, в какой форме вы получаете от поставщика эту информацию (см. образец договора поставки). Однако в любом случае перед вами стоит проблема вернуть не соответствующий вашим требованиям товар поставщику. Поэтому приготовьтесь писать претензию.
Претензию рекомендуем начать с описания ситуации. Она заключается в том, что при формировании коммерческого запроса сотрудник поставщика неверно предоставил информацию о запрашиваемом товаре. Далее обратите внимание адресата на то, что при запросе ему были направлены все данные, которые являются достаточными для правильной идентификации товара («По крайней мере при прошлых поставках мы высылали эти же данные и товар нам прислали тот, который требовалось!»). Затем подведите к тому, что покупателем было заказано совсем другое изделие, нежели покупатель мог предполагать, и оно непригодно к использованию в тех целях, для которых товар, на получение которого покупатель вправе был рассчитывать, обычно используется.
После этого можно указать, что в соответствии с обычаями делового оборота под качеством товара понимается набор его потребительских свойств, которые позволяют использовать товар для тех целей или в тех ситуациях, для которых он был приобретен покупателем, а также соответствие товара требованиям, установленным государственными стандартами. То есть товар, который вам поставили, – некачественный. А дальше уже подключаем Гражданский кодекс (ст. 475) и требуем принять товар обратно, а уплаченную за него сумму либо возвратить, либо зачислить в счет оплаты будущих заказов.
В конце претензии укажите срок, в течение которого поставщик обязан вам ответить, и предупредите, что если по истечении этого срока ответа не будет, ваша фирма оставляет за собой право обратиться для защиты своих интересов в арбитражный суд.
Пробуем убедить судью
Если урегулировать спор по-хорошему не получилось, остается только обращаться в арбитражный суд. Но идти с пустыми руками и устными заверениями туда нельзя. Поэтому сначала надо разобраться, что именно в данном случае может послужить подтверждениями в арбитражном процессе. Обратите внимание: доказательства в арбитражном процессе могут быть письменными и вещественными (ст. 64 АПК).
Письменные доказательства – это договоры, акты, справки, деловая корреспонденция и иные документы, которые содержат сведения об обстоятельствах спора. Они могут быть выполнены любым способом, если только этот способ позволяет установить достоверность документа (ст. 75 АПК).
Итак, мы выяснили, что доказательствами прежде всего являются документы. Теперь необходимо разобраться, является ли документом электронное письмо.
Напомним, что понятие «документ» дано в Законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Там указано, что документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Вот тут-то и скрывается проблема. «Идентифицировать электронный документ иначе как с помощью электронно-цифровой подписи нельзя, – объясняет Сергей Власов, сотрудник отдела обработки электронных документов сети московских магазинов. – ЭЦП является реквизитом электронного документа, который защищает его от подделки».
Хорошо, попробуем зайти с другого угла. Основными критериями оценки любых доказательств являются, в частности, такие понятия, как достоверность и достаточность. Постараемся применить их к электронным документам. И снова понимаем, что гарантировать достоверность информации, указанной в электронном документе, может только ЭЦП. Действительно, цифровая подпись доказывает не только авторство электронного документа, но и то, что с тех пор, как он был подписан автором, в нем не было изменено ни одного символа.
Обычная распечатка электронного письма такой гарантии не дает. Однако имейте в виду: вопрос о достаточности доказательств в каждом конкретном случае решается субъективно. Все зависит от того, насколько вы постараетесь убедить судью.
«Использование электронной деловой переписки в суде в качестве самостоятельного и основного доказательства – дело крайне непростое, – признается адвокат Виктор Сорокин. – Ведь подделать электронное письмо на порядок проще, чем бумажное. Поэтому максимум, что могут сделать судьи, это принять электронную переписку в качестве вспомогательной информации, дополняющей другие (более веские) доказательства. Хотя бывают и исключения. Однажды, когда вообще не было никаких зацепок, кроме электронной переписки без ЭЦП, суд предложил по IP-адресам установить отправителя и получателя сообщений».
Пусть сознаются сами
Что же делать, если, кроме электронной переписки, никаких других реальных доказательств вашей правоты все-таки нет? Идти в суд, надеясь исключительно на счастливый случай, не хочется. Поэтому советуем попробовать добыть нужные вам доказательства с помощью небольшой хитрости.
Направьте горе-партнерам письмо (уведомление) с прямым вопросом: почему же они (такие нехорошие!) при наличии всех описаний товара ошиблись? При этом ваша главная задача – добиться от них того, чтобы они ответили примерно так: «Мы ошиблись, предоставляя вам информацию о товаре, потому, что...» Почему же они ошиблись, это уже другой вопрос. А главное здесь – они признались, что сами же и допустили первоначальную ошибку.
Обратите внимание: ответ партнеров должен быть направлен не только по факсу или по электронной почте. Попросите их, чтобы они продублировали этот документ, послав его по обычной почте заказным письмом. Ведь доказательственную силу в суде имеет только подлинник или надлежаще заверенная копия (ст. 75 АПК). Чтобы не вызвать подозрений, предъявляя такие требования, сошлитесь на жестко регламентированный электронный документооборот, который требует обязательного наличия подлинника такого рода документов.
Если все удастся, то полученный от партнера объяснительный документ может считаться неоспоримым доказательством в арбитраже. Ведь из него будет видно, что поставщик сам признает свою вину.
Договор поставки
№ 05/01-2006
ООО «Актив» в лице генерального директора Соколова А.В., действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем Поставщик, с одной стороны, и ООО «Пассив» в лице директора Климова Р.Д., действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем Покупатель, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
6.6. Поставщик несет ответственность за информацию о товаре, которую он предоставляет Покупателю любыми доступными средствами связи (в том числе и по электронной почте) на любой стадии сотрудничества. Если вследствие предоставления неверной либо заранее неполной информации Покупатель понесет убытки, Поставщик обязан возместить их Покупателю.
Начать дискуссию