Офшоры

Получение информации о бенефициарах от иностранных налоговых органов в ходе налоговой проверки. Законодательство и практика

Ввиду курса на деоффшоризацию - введения правила КИК и использовании концепции необоснованной налоговой выгоды при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, все чаще встает вопрос «как ФНС будет получать информацию о бенефициарах?». Механизм обмена налоговой информацией уже создан.

Ввиду курса на деоффшоризацию - введения правила КИК и использовании концепции необоснованной налоговой выгоды при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, все чаще встает вопрос «как ФНС будет получать информацию о бенефициарах?». Механизм обмена налоговой информацией уже создан.

Обмен информацией по двусторонним договорам об избежании двойного налогообложения

В настоящее время РФ подписаны налоговые соглашения более чем с 80 государствами, в т.ч. с так часто используемыми при налоговой оптимизации юрисдикциями, как Кипр, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Латвия, Литва. Содержание соглашений основано на Модельной конвенции ОЭСР (OECD Model Convention with Respect to Taxes on Income and on Capital,), поэтому в большинство соглашений включена статья, посвященная обмену информацией.

Правовые нормы, позволяющие ФНС запрашивать информацию, в т.ч. о бенефициарных владельцах бизнеса и банковских счетах, у иностранных налоговых органов существует уже давно, однако, до недавнего времени прецеденты отсутствовали. В настоящее же время механизм обмена информацией по двусторонним договорам об избежании двойного налогообложения запущен, о чем свидетельствует появление арбитражной практики.

Так, в конце 2014 г. Арбитражным судом СПБ и ЛО были вынесены решения по трем взаимосвязанным налоговым спорам (Решение по делу № А56-55287/2014 от 29 декабря 2014 г.; решение по делу № А56-55290/2014 от 29 декабря 2014 г.; решение по делу № А56-55281/2014 от 12 декабря 2014 г.). Особенностью данных дел является то, что российская налоговая служба при доказывании взаимозависимости лиц и необоснованной налоговой выгоды установила фактического владельца голландской компании и получателя дохода в том числе в виде дивидендов. Указанное обстоятельство ИФНС подтвердило ответом, полученным от государственных органов Королевства Нидерландов (в рамках соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»). Ответ налогового органа Нидерландов включал свидетельские показания номинального директора голландского холдинга, который указал на бенефициара бизнеса.

Есть основания ожидать в ближайшее время крупные налоговые споры, в которых налоговые органы будут доказывать свою позицию, используя информацию о бенефициарных собственниках, полученную от зарубежных коллег.

Обмен информацией по Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам

В ближайшее время обмен налоговой информацией между российской ФНС и налоговыми органами других стран будет возможно осуществлять так же в соответствии с Совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS № 127), заключенной в г. Страсбурге 25.01.1988. В РФ данная конвенция была ратифицирована в конце 2014 г. и вступит в действие в 2015 г (Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам»). С вступлением в действие Конвенции на территории России, обмен налоговой информацией будет возможен с широким списком стран, в т.ч. со многими оффшорными юрисдикциями, официальное получение данных из которых ранее было невозможно.

К Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам присоединилось уже более 70 государств, в том числе ряд оффшорных юрисдикций, таких как Ангилья, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Остров Мэн. Полагаем, что список стран, в т.ч. оффшоров, присоединившихся к Конвенции в ближайшее время будет расширяться.

Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции административная помощь по налоговым делам состоит в обмене информацией (включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей), помощи по взиманию налогов (в том числе принятии обеспечительных мер) и направлении документов.

Конвенция предусматривает три формы обмена информацией:

  • обмен информацией по запросу;
  • автоматический обмен налоговой информацией- подразумевает собой регулярный, без отдельных запросов, обмен налоговой информацией;
  • произвольный обмен информацией - государство по собственной инициативе передает другому государству информацию, в т.ч. если у него возникли основания считать, что это другое государство несет налоговые потери.

Конвенция не содержит закрытого перечня информации, который возможно будет получить от иностранных фискальных органов, таким образом помимо информации о бенефициарах возможно будет получение информации о банковских счетах, активах, конкретных сделках.

Что это означает для вас?

ФНС постепенно внедряет в жизнь механизм обмена налоговой информацией. Есть основания полагать, в ближайшее время запросы налоговых органов своим иностранным коллегам станут обычной практикой при сборе доказательств в ходе налоговых проверок. Полученная информация будет использована налоговиками для подтверждения необоснованной налоговой выгоды, через раскрытие бенефициарного собственника, что увеличит число налоговых споров. В связи с этим, рекомендуем проанализировать используемые Вами схемы оптимизации налогообложения, провести реструктуризацию структуры владения.

Начать дискуссию