Для оценки ущерба автомобиля, пострадавшего в ДТП, используют единую методику, разработанную Центробанком - Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Остановимся на ключевых пунктах.
Для кого эта методика?
Методику в обязательном порядке должны применять:
- Страховые компании и их представители, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- Эксперты-техники, экспертные организации при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств;
- Судебные эксперты при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора ОСАГО владельцев транспортных средств.
Как устанавливают наличие и характер повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт?
1. Первичное установление наличия и характера повреждений.
Его производят во время осмотра транспортного средства. Результаты осмотра транспортного средства фиксируются актом осмотра.
В процессе осмотра повреждения описывают (место расположения, вид, характер и объем/степень), а также предварительно определяют способы устранения повреждений).
Рассмотрим пример с установлением необходимости окрасочных работ:
окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства ТС, при значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт-техник обязан проверить экономическую целесообразность проведения наружной окраски кузова в совокупности с окраской внутренних поверхностей деталей, подлежащим ремонтным воздействиям в случае, если таковая предусмотрена технологией производителя ТС.
Так, если на момент ДТП на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25% ее наружной поверхности, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова ТС (за исключением случаев специального светографического оформления), окраска такой детали не назначается.
Важно! Если осмотреть транспортное средство невозможно, например, оно находится в отдаленном месте, установление повреждений может быть проведено, при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика, без осмотра ТС - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, или видеоматериалов).
2. Исследование обстоятельств ДТП и установление причин возникновения повреждений ТС.
Эксперты устанавливают обстоятельства и причины повреждений, основываясь на:
- сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с повреждениями ТС страхователя (других участников ДТП);
- сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с иными объектами (при их наличии), с которыми оно контактировало после взаимодействия с ТС страхователя в ДТП;
- анализе сведений, зафиксированных в документах о ДТП: справке установленной формы о ДТП, извещении о страховом случае, протоколах, объяснениях участников ДТП и т.д., их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре ТС.
3. Расчет размера восстановительных расходов.
Формула расчета наиболее вероятной величины затрат:
Свр=Рр+Рм+ Рзч
где:
Свр - восстановительные расходы (рублей);
Рр - расходы на проведение работ по ремонту ТС (рублей);
Рм - расходы на материалы (рублей);
Рзч - расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов), (рублей).
Полученный результат округляют до сотен рублей.
4. Определение стоимости ТС до ДТП.
Нецелесообразность проведения восстановительного ремонта признается если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость ТС до ДТП (стоимость аналога).
Хотите иметь под рукой методику?
Актуальные нормативные документы по теме:
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Начать дискуссию