Офшоры

Амнистия капиталов: порядок, условия, сроки

В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 2014 года Президент РФ поручил провести однократную полную амнистию капиталов. Во исполнение данного поручения был принят Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ, получивший в СМИ название «закон об амнистии капиталов».

В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 2014 года Президент РФ поручил провести однократную полную амнистию капиталов. Во исполнение данного поручения был принят Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ, получивший в СМИ название «закон об амнистии капиталов». Также были внесены соответствующие изменения в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и НК РФ.

Механизм данной амнистии состоит в том, что налогоплательщикам предлагается добровольно задекларировать свое зарубежное имущество (активы и банковские счета), представив в налоговую службу специальную декларацию. Взамен государство гарантирует невозбуждение дел по определенным статьям УК РФ и КоАП РФ, а также дел о налоговых правонарушениях, связанных с задекларированным имуществом.

Декларирование бесплатно для налогоплательщика (уплата каких-либо декларационных сборов не предусмотрена).

Какие сведения можно включить в специальную декларацию?

Физическое лицо в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года вправе представить декларацию, содержащую следующие сведения:

1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

Фактический владелец имущества – это физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом.

2) о контролируемых иностранных компаниях (КИК), в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);

Понятие «контролируемой иностранной компании» и «контролирующего лица» содержится в главе 3.4 Налогового кодекса РФ. Следует обратить внимание, что НК РФ уже содержит требование по подаче уведомления о контролируемых иностранных компаниях. При этом первое уведомление о КИК должно быть подано не позднее 20 марта 2017 года (по прибыли КИК, полученной за налоговый период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и включенной в прибыль контролирующего лица за 2016 год в соответствии с п. 1 ст. 223 или подп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, Закон «О добровольном декларировании…» предлагает добровольно (то есть реализуя свое право, а не исполняя обязанность) сообщить о контролируемых иностранных компаниях уже до конца 2015 года, то есть раньше, чем того требует в обычном порядке НК РФ.

3) об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6-457@). Непредставление такого уведомления или его представление с нарушением установленного срока влечет административную ответственность согласно ст. 15.25 КоАП РФ.

Однако, Закон «О добровольном декларировании…» позволяет подать такое уведомление об открытии/закрытии счета в иностранном банке в случае подачи лицом специально декларации, содержащей сведения о таких счетах. В этом случае уведомление об открытии/закрытии счета не будет считаться поданным с нарушением срока.

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Согласно статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Гарантии декларанту и лицам, информация о которых содержится в декларации

Освобождение от юридической ответственности:

Декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются:

1) от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 76.1  УК РФ, если оно совершило деяния, содержащие признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;

Статья 76.1 УК РФ посвящена случаям освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономический деятельности. В нее введена новая часть 3, согласно которой лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…».

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности в рамках «амнистии капиталов» касается следующих составов преступлений:

  • Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (части 1 и 2 ст. 194 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
  • Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
  • Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

2) от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, при выявлении факта нарушения законодательства РФ при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации;

Статья 11 ФЗ «О добровольном декларировании…» вводит новую редакцию примечания к статье 14.1 КоАП РФ. Согласно пункту 2 указанного примечания, лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ, при условии,

  • если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…», и
  • если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации».

Таким образом, освобождение от административной ответственности в рамках «амнистии капиталов» касается следующих составов административных правонарушений:

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);

  • Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. 15.1. КоАП РФ);
  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
  • Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
  • Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);
  • Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);
  • Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);
  • Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).

3) от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

В случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в декларации, и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, гарантии, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции.

Факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.

Факт представления декларации и документов и (или) сведений прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении, если иное не предусмотрено частью 5 ст. 4 Закона «О добровольном декларировании…» (декларант вправе представлять копию декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Отказ в приобщении этих доказательств не допускается).

Кроме того, на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…» и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах, не может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки (пункт 2 статьи 89 НК РФ), а также проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пункт 2.1 ст. 105.17 НК РФ).

Сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к ней, признаются налоговой тайной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к этим сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта. Декларант вправе в любое время получить копию своей декларации.

Запрет на взыскание налога

Согласно пункту 2.1 статьи 45 НК РФ взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.

Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при условии, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому

Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 3 статьи 39 НК РФ передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…» не признается реализацией товаров, работ и услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 НК РФ не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании…»

Условия предоставления гарантий

Гарантии, установленные частями 1 - 7 статьи 4 ФЗ «О добровольном декларировании…», предоставляются в части освобождения лица от ответственности за совершение конкретного деяния, содержащего признаки преступления (правонарушения), если на дату представления декларации в отношении лица соответственно:

  1. не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 1 части 1 настоящей статьи;
  2. не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 2 части 1 настоящей статьи;
  3. не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 настоящей статьи, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Предоставление гарантий, предусмотренных ФЗ «О добровольном декларировании…», не зависит от того, представлены ли декларантом все сведения, перечисленные в части 1 статьи 3 Закона, или только их часть.

Гарантии, предусмотренные ФЗ «О добровольном декларировании…», предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества (контролируемых иностранных компаний, счетов (вкладов)) и (или) операций по приобретению (способам и механизмам формирования источников приобретения), использованию либо распоряжению таким имуществом (контролируемыми иностранными компаниями), открытием и (или) зачислением средств на такие счета (вклады).

Гарантии распространяются на декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации, с момента представления декларации в налоговый орган (либо ФНС России).

Факт представления декларации подтверждается экземпляром декларации с отметкой налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о принятии декларации и заверенной описью документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, представленных декларантом в соответствии со статьей 3 Закона.

Ошибки в декларации и документах, прилагаемых к декларации, не препятствующие идентификации декларанта, а также указанных в декларации номинальных владельцев имущества, имущества контролируемых иностранных компаний, счетов (вкладов), не являются основанием для отказа в предоставлении декларанту гарантий, предусмотренных настоящей статьей.

Гарантии предоставляются в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 года.

Репатриация имущества

Предоставление гарантий, предусмотренных ФЗ «О добровольном декларировании…», не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию РФ, за исключением случаев, если соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится:

1) в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ;

В перечень стран и территорий, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в настоящее время входят Иран и Северная Корея (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361).

2) в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, утверждается ФНС России (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ). В настоящее время данный перечень не утвержден.

Валютное регулирование и валютный контроль

В случае, если в декларации содержатся сведения об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 года счетах (вкладах) в иностранных банках, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», и уведомление о которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, декларант уведомляет налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган проставляет на указанном уведомлении отметку о его принятии.

Представленное таким образом уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2015 года признаются зачисленными на эти счета (вклады), открытые в иностранных банках, в соответствии с валютным законодательством РФ.

Валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до 1 января 2015 года по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в иностранных банках, признаются совершенными без нарушения валютного законодательства РФ.

Положения ФЗ «О добровольном декларировании…» не могут рассматриваться как ограничение прав пользования, владения и распоряжения имуществом и (или) счетами (вкладами), указанным в декларации.

Порядок предоставления специальной декларации

Декларация представляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Форма декларации и порядок ее заполнения содержатся в приложениях 1 и 2 к Закону. Декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом.

К декларации прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации:

  1. нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
  2. иные документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации по желанию декларанта, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
  3. опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.

Декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации.

Документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации, должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Декларация представляется каждым декларантом однократно.

Декларация представляется в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ декларанта либо непосредственно в ФНС России по выбору декларанта.

Налоговый орган по месту жительства либо ФНС России не вправе отказать декларанту в принятии декларации и документов (сведений), прилагаемых к декларации, при одновременном соблюдении всех следующих условий:

  1. декларантом соблюдены требования к форме и порядку представления декларации, установленные Законом «О добровольном декларировании…»;
  2. опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, соответствует фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации;
  3. лицом, подающим декларацию, представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя также документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного представителя декларанта;
  4. каждый лист декларации подписан декларантом;
  5. декларация представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ декларанта либо в ФНС России.

При соблюдении всех указанных условий должностное лицо налогового органа либо ФНС России подписывает каждый лист экземпляра декларации и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и проставляет отметку о принятии декларации с указанием даты и времени приема и с оттиском штампа «Принята». Экземпляр декларации с отметкой «Принята» и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, возвращается лицу, подавшему декларацию.

Начать дискуссию