Счета-фактуры

Когда назначают и как проводят экспертизу подписи руководителя организации на счете-фактуре?

Налоговым органам как уполномоченным органам государства принадлежит исключительно важная роль в реализации законодательства о налогах, в том числе и в такой особой его форме – применении. Поэтому законодательство детально и подробно регламентирует их обязанности, права и ответственность в данной области, так как правоприменительная деятельность налоговых органов осуществляется исключительно в рамках предоставленных им полномочий по управлению в налоговой сфере.

Налоговым органам как уполномоченным органам государства принадлежит исключительно важная роль в реализации законодательства о налогах, в том числе и в такой особой его форме – применении. Поэтому законодательство детально и подробно регламентирует их обязанности, права и ответственность в данной области, так как правоприменительная деятельность налоговых органов осуществляется исключительно в рамках предоставленных им полномочий по управлению в налоговой сфере.

В соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

На практике при проведении камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы все чаще пользуются правом, которое им дает ст. 95 НК РФ, для доказывания факта взаимоотношений налогоплательщика с так называемой «фирмой-однодневкой».

О счетах-фактурах

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура – это документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени), сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Невыполнение не предусмотренных п. 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Где узнать об обязательных реквизитах счета-фактуры?

В пункте 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ. Пункт содержит требования к обязательным реквизитам счетов-фактур, среди которых особое место занимает подпись руководителя и главного бухгалтера организации либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В п. 7 ч. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» также предусмотрено то, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Экспертиза подлинности подписи руководителя организации или индивидуального предпринимателя на счете-фактуре грозит отказом в вычете или возмещении НДС для налогоплательщика.

Когда проводят экспертизу?

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 95 Налогового кодекса РФ, в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

В каком виде предоставляют документы для экспертизы?

Пункт 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ предусматривает, что представление документов на бумажном носителе производят в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Почерковедческая экспертиза, проведенная по свето- и электрофотографическим копиям документов, согласно сложившейся арбитражной практике, не принимается судами в качестве допустимого и достоверного доказательства.

Пример из судебной практики:

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 07.02.2011 N Ф09-5986/10-С3 отвергнул в качестве допустимого и достоверного доказательства экспертизу подписи, проведенную по копиям счетов-фактур, указав на непредставление налоговым органом доказательств, с достоверностью подтверждающих подписание спорных документов неуполномоченными лицами.

(Источник: Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2011 N Ф09-5986/10-С3. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

Ст. 10 ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Требования к сравнительным образцам содержатся в методиках проведения экспертиз.

Образцы в них делятся на:

  • свободные,
  • условно-свободные,
  • экспериментальные.

Налоговые органы в качестве сравнительных образцов для исследования предоставляют экспертам лишь отобранные у допрашиваемого лица образцы или даже лист протокола допроса с единственной подписью.

Пример из судебной практики:

В аналогичном случае Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 26.02.2014 по делу N А57-19446/2012 констатировал факт нарушения инспекцией законодательства (ст. 94, 95, 99 НК РФ, ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации») при назначении экспертизы и отказал в использовании данной экспертизы в качестве доказательств с учетом положений ч. 4 ст. 101 НК РФ.

Сбор свободных и условно-свободных образцов для экспертиз осуществляется инспекциями редко, что связано с трудоемкостью их поиска, истребования.

Однако и назначение налоговыми органами экспертиз подписей с подобным нарушением процессуального законодательства бессмысленно с доказательственной точки зрения, влечет излишние затраты для бюджета.

Нарушения законодательства инспекцией при назначении экспертизы в рамках камеральной или выездной налоговой проверки препятствуютдоказыванию факта неподписания счета-фактуры руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Статья 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Однако суд вряд ли отклонит результаты экспертизы подписи на счете-фактуре руководителя хозяйствующего субъекта, назначенной налоговым органом, если инспекция соблюдает все предписания законодательства, регулирующего данный вопрос.

Почерковедческая экспертиза, назначенная инспекцией в соответствии с нормами законодательства РФ, является преимуществом налогового органа в судебном споре с налогоплательщиком при доказывании факта взаимоотношений с «фирмой-однодневкой».

Источники:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
  4. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
  5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
  6. Алимбекова А.С. Налогово-правовые нормы и проблемы их реализации / А.С. Алимбекова; под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2011. С. 213 - 214.
  7. Ученый, наставник, личность / под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов, 2013. 320 с.
  8. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2012. 752 с.
  9. Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2011 N Ф09-5986/10-С3. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.03.2014).
  10. Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2014 по делу N А57-19446/2012. 

Начать дискуссию