Трудовое право

Согласие работников на предоставление персональных данных при проверках ГИТ

В организации проводит проверку государственная инспекция труда. Инспектор затребовал определенный перечень документов. Большинство из них содержат персональные сведения работников. Должны ли мы запрашивать согласие работников на передачу их персональных данных в ГИТ?

В организации проводит проверку государственная инспекция труда. Инспектор затребовал определенный перечень документов. Большинство из них содержат персональные сведения работников. Должны ли мы запрашивать согласие работников на передачу их персональных данных в ГИТ?

При предоставлении персональных данных работников при проведении проверки государственной инспекцией труда работодатель не должен запрашивать у них согласие на передачу таких данных.

Защита персональных данных работников регламентирована гл. 14 ТК РФ и Федеральным законом от 27.07.2006 №152‑ФЗ «О персональных данных». По общему правилу, обработка персональных данных осуществляется с согласия их субъекта, которое должно быть составлено в письменной форме (ч. 4 ст. 6, ч. 4 ст. 9 Закона №152‑ФЗ). Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта данных на их обработку возлагается на работодателя.

Частью 2 ст. 5 Закона №152‑ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора.

Согласно ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель не должен сообщать их третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы его жизни и здоровью, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона №152‑ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В таком случае работодатель вправе продолжить обработку данных без согласия их субъекта при наличии оснований, указанных в п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона №152‑ФЗ.

В частности, в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона №152‑ФЗ обработка персональных данных допускается, если необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Так, в силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

А согласно п. 52 Административного регламента[1] в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса работодатель обязан направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).

Роскомнадзор в Разъяснениях «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» указал, что согласие работника не требуется при получении, в рамках установленных полномочий, мотивированных запросов от органов прокуратуры, правоохранительных органов, органов безопасности, от государственных инспекторов труда при осуществлении ими государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных органов, уполномоченных запрашивать информацию о работниках в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством РФ.

При этом мотивированный запрос от государственной инспекции труда должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на его правовые основания, в том числе подтверждающие полномочия органа, направившего запрос, а также перечень запрашиваемой информации.

Исходя из вышесказанного, считаем, что при проверке государственной инспекцией труда и запросе документов, в которых содержатся персональные данные работников, нет необходимости получать у этих работников согласие на передачу их персональных данных. 


[1] Приказ Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Источник: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации"

Начать дискуссию