НК РФ

Внимание: особо опасное производство

Как только будут разработаны новые технические регламенты, лицензирование опасных объектов прекратится. Но пока их нет, предприятиям следует руководствоваться действующими правовыми актами и законами. Тем же законом, что внес эти изменения в Закон о лицензировании, предусмотрены поправки и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Эти поправки вводят штрафы за грубые нарушения при опасном производстве.

Как только будут разработаны новые технические регламенты, лицензирование опасных объектов прекратится. Но пока их нет, предприятиям следует руководствоваться действующими правовыми актами и законами. Тем же законом, что внес эти изменения в Закон о лицензировании, предусмотрены поправки и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Эти поправки вводят штрафы за грубые нарушения при опасном производстве.

Об этом и о том, как сейчас лицензируют, контролируют и страхуют работу особо опасных предприятий, пойдет речь в нашей статье.

Лицензирование особо опасного производства

Критерии отнесения производства к опасным для человека и окружающей среды определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Всем организациям, которые соответствуют этим критериям, необходимо зарегистрироваться в государственном реестре, а также получить лицензию. Правила регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371.

Для получения лицензии в целях осуществления тех видов деятельности, которые связаны с особой опасностью для человека и окружающей среды, требуется представление не только документов, установленных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

Но и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данного вида деятельности санитарным правилам. Об этом сказано в статье 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Следует отметить, что обязательное условие для принятия решения о выдаче лицензии – это представление:
– акта приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;
– декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Она должна быть составлена в соответствии с Положением о порядке оформления, которое утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 66.

Контроль за деятельностью особо опасных производств

Плановый контроль за деятельностью особо опасных производств осуществляет Федеральная служба по технологическому надзору.

А вот внеплановые проверки могут проводиться по обращениям контролирующих органов и граждан о несоблюдении лицензионных требований и условий.

В случае если лицензия была предоставлена центральным аппаратом (или одним из территориальных органов), а нарушения выявлены другим территориальным органом, информация об этом передается в предоставивший лицензию орган для принятия решения.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, то к предприятиям могут быть применены следующие меры:
– приостановлено действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения требований и условий;
– аннулирована лицензия в случае, если нарушение требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба здоровью граждан (ст. 13 Закона № 128-ФЗ). Причем в настоящее время без судебного разбирательства забрать лицензию у фирмы или предпринимателя нельзя.

Для охраны здоровья населения установлена административная и уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензии.

Страхование ответственности за причинение вреда

Следует учесть, что организация, эксплуатирующая особо опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на объекте. Минимальный размер страховой суммы – 7 000 000 руб.

Внимание: изменения

С 1 июня 2006 года пункты 1 и 2 статьи 13 Закона № 128-ФЗ будут изложены в новой редакции. В них будет предусмотрено, что:

1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Новые административные штрафы

В соответствии со статьей 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности опасных производственных объектов налагается административный штраф:
– на граждан – от 10 до 15 МРОТ;
– на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;
– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

А в случае нарушения требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах налагается административный штраф:
– на граждан – от 15 до 20 МРОТ;
– на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ;
– на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа:
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 30 до 40 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ;
– на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Это примечание введено Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ.

Учет расходов на лицензирование

Отметим, что введение в действие поправок к Закону № 128-ФЗ затрагивает некоторые аспекты работы бухгалтера. На практике может возникнуть вопрос: что делать с несписанной частью лицензионных платежей в случае отмены лицензии на данный вид деятельности?

По нашему мнению, если в 2007 году технические регламенты будут приняты и лицензирование опасного производства будет отменено, несписанную часть лицензии следует в полном объеме включить в состав расходов.

И вот почему.

Во-первых, фирмы получали лицензии не по собственной инициативе. Ведь эти документы были обязательным условием для ведения бизнеса, а следовательно, и для получения доходов.

Во-вторых, заранее предусмотреть, что по некоторым видам деятельности лицензирование отменят, было невозможно.

В-третьих, даже если бы такая возможность существовала, лицензии выдавались на строго определенные сроки, причем размер сборов от этих сроков не зависел.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

А.Б. Мосякин , советник налоговой службы РФ I ранга

– В связи с введением в действие с июля 2005 года поправок к Федеральному закону о лицензировании что делать с несписанной частью лицензионных платежей в 2007 году, если технические регламенты будут приняты и лицензирование опасного производства будет отменено?

– В данном случае, насколько я понимаю, речь идет о затратах, непосредственно связанных с производственной деятельностью. Следовательно, не до конца списанная часть затрат должна быть отнесена на формирование финансового результата по налогу на прибыль одномоментно, так как положение налогоплательщика не должно быть ухудшено. Но во избежание проблем при проведении налогового контроля возможно отнесение лицензионных платежей равными долями на финансовый результат в течение всего срока действия лицензии (как нематериальный актив).

Опубликовано в «Учет в производстве» №1, 2006

Начать дискуссию