Проверка контрагентов

А ты что за фрукт: главное при выборе контрагента

Всех налогоплательщиков условно можно разделить на две основные категории. Представители первой сознательно в качестве контрагентов выбирают «фирмы-однодневки». Другие же ведут добропорядочную деятельность, но по разным причинам допускают ошибки при выборе партнеров и у них появляются неблагонадежные контрагенты.
А ты что за фрукт: главное при выборе контрагента
Борис Мальцев, Клерк.Ру

Всех налогоплательщиков условно можно разделить на две основные категории. Представители первой сознательно в качестве контрагентов выбирают «фирмы-однодневки». Другие же ведут добропорядочную деятельность, но по разным причинам допускают ошибки при выборе партнеров и у них появляются неблагонадежные контрагенты.

Весьма распространены случаи, когда организация нанимает исполнителя для проведения подрядных работ, но через время сталкивается с определенными вопросами, например, по НДС или с отсутствием возможности списать в затраты свои расходы по конкретной операции. Впоследствии выясняется, что подрядчик оказался «фирмой-однодневкой», и подобное сейчас не редкость.

Меры при выборе контрагента: основные моменты

«Фирма-однодневка», согласно письму ФНС РФ от 11 февраля 2010 года, классифицируется как юридическое лицо, не имеющее автономности и сформированное не с целью проведения операций предпринимательского характера. Подобные организации довольно легко отличить по ряду признаков, в частности, по отсутствию факта предоставления налоговой отчетности. Текст письма ФНС РФ указывает на то, что нарушение закона происходит вследствие согласованных противозаконных действий со стороны налогоплательщика и принадлежащей ему «фирмы-однодневки». Он является ее фактическим владельцем, хотя, как чаще всего показывает практика, формально не имеет к ней никакого отношения.

На сегодняшний день законодательством не предусмотрены механизмы, позволяющие совсем исключить деятельность таких фирм. Именно поэтому существует высокая вероятность, что в ходе своей деятельности любая компания может столкнуться с недобросовестным контрагентом. Предотвратить такое сотрудничество можно единственным путем: быть внимательнее при выборе контрагента.

Безосновательная налоговая выгода: что это? 

Цель предпринимательской деятельности какого-либо бизнес-направления состоит в получении прибыли от продажи товаров, услуг и т. д. В 2006 году Пленумом ВАС РФ было принято решение о введении правового понятия налоговой выгоды. В качестве допустимой налоговой выгоды можно принимать уменьшение налоговой ставки, сокращение размера налоговых выплат за счет уменьшения налоговой базы, возмещение денежных средств из государственной казны и т. п.

Наряду с этим Пленум определяет понятие безосновательной налоговой выводы и поясняет, что происходит в случаях, когда налогоплательщик пытается уклониться от выплаты налогов в полном объеме путем минимизации налогообложения.

Когда налоговая выгода может классифицироваться как безосновательная? Тогда, когда операции, связанные с налогообложением, имеют сомнительный экономический смысл или не вписываются в рамки целесообразных действий. В качестве примера можно рассмотреть распространенную ситуацию: организация нанимает для выполнения конкретных работ подрядчика, заключает с ним договор, а по факту указанные в договоре работы выполняются штатными работниками этой организации.

Но факт отклонения налогоплательщика от своих обязанностей по уплате налогов еще нельзя трактовать как получение безосновательной налоговой выгоды. Существует два возможных варианта развития событий, при которых компания может столкнуться с рядом проблем по причине недобропорядочных методов ведения деятельности своего контрагента.

Налоговая выгода может инкриминироваться как безосновательная в тех случаях, если налоговой службе удастся доказать, что:

  1. Налогоплательщик не проявил соответствующей осторожности и не принял корректных мер в отношении контрагента, деятельность которого велась с нарушениями. Сюда же относятся те случаи, когда представители обеих компаний являются аффилированными лицами.
  2. Налогоплательщик и его партнеры ведут предпринимательскую деятельность в большей степени с контрагентами, уклоняющимися от уплаты налогов.

Какие меры необходимо предпринять добропорядочной компании, выбирающей партнера

При качественном анализе контрагента существует ряд признаков, выдающих его недобросовестное ведение предпринимательской деятельности. Среди основных: 

  • фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика по конкретному контрагенту значительно ниже, чем по другим субъектам в аналогичной сфере деятельности;
  • в отчетности фигурируют потери на протяжении последних налоговых периодов;
  • наличие в отчетности налоговых вычетов существенного размера за конкретный отрезок времени и проч.

Нужно понимать возможные последствия от такой деятельности и пытаться этого избежать. Потому как непринятие соответствующих мер, исключающих подобные нарушения, трактуется налоговиками как отсутствие должной осмотрительности и приводит к вопросу о безосновательной налоговой выгоде.

Например, если руководитель или представитель компании лично не общался с директором или представителем компании-контрагента, не имеет копий документов, подтверждающих их личность, а также в случаях отсутствия документально утвержденных полномочий лиц, подписывавших контракт со стороны контрагента – все это указывает на то, что вы не проявили должной осмотрительности и не приняли соответствующих мер к выбору добропорядочного партнера.

В одном из писем ФНС РФ от 23 января 2013 года идет речь о рисках, с которыми сталкивается компания в случаях отсутствия проявления должной осмотрительности. В первую очередь, могут возникнуть проблемы финансово-хозяйственного характера и компания напрямую страдает от недобросовестности контрагента. Самые распространенные ситуации – это задержка поставок ожидаемой продукции, отсутствие таких поставок, отгрузка товара ненадлежащего качества, просрочка и отсутствие оплаты за поставленную с вашей стороны продукцию и т.п. Такие проблемы не решаются по причине невозможности предъявить соответствующие претензии в адрес контрагента и взыскать с него за нанесенный материальный ущерб.

Учитывая специфику возможных проблем и материального ущерба, компания должна максимально ответственно подходить к вопросу выбора контрагента.

Сбор и анализ данных о потенциальных партнерах, осуществляемый из открытых ресурсов, может занять много времени и оказаться недостаточно точным. Онлайн сервис Скрин.Астрал позволяет выполнить эти операции всего за считанные минуты. Онлайн сервис в автоматическом режиме обнаруживает информацию, к анализу которой необходимо подойти максимально внимательно.

Источник: ООО "Астрал-М"

Начать дискуссию