Вы не можете запретить открывать кафе в вашем доме, не имея на то законных оснований.
Раньше для открытия общепита (магазина) нужно было согласие собственников жилья многоквартирного дома. Теперь — этого не требуется.
Согласие жильцов (общего собрания собственников) потребуется, если владелец общепита захочет разместить рекламу на фасаде здания (речь идет не о вывеске заведения), или сделать вентиляцию на фасаде дома, входную группу и другие работы, касающиеся внесения изменений в общее имущество дома (ст.44-47 ЖК РФ).
Согласно требованиям законодательства, предприниматель должен собрать внушительный пакет документов, разрешений и согласований для открытия заведения общественного питания. Однако жильцы дома не вправе документы проверить. Такое право есть только у надзорных органов: Роспотребнадзор, прокуратура, государственная пожарная инспекция и т.п.
Что если вы подозреваете, что предприниматель нарушает закон?
Конечно, если у вас возникли подозрения в том, что предприниматель не все делает правильно, вы можете обратиться с жалобой в надзорные органы для проверки деятельности предприятия общественного питания.
Жалоба составляется в произвольной форме. Обязательно опишите то, что вы считаете нарушением со стороны владельца общепита, укажите свои контакты и ФИО. Государственные органы должны вам ответить в течение месяца.
Где разрешено размещать предприятия общественного питания?
Предприятия общественного питания можно размещать (пункт 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред. от 31.03.2011):
- в отдельно стоящем здании;
- в помещениях, пристроенных и встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
- в нежилых этажах жилых зданий;
- на территориях промышленных и других зданиях для обслуживания работающего персонала.
Если общепит размещен в жилом здании, то его владелец не должен:
- ухудшать условия проживания и отдыха людей;
- нарушать санитарные нормы уровня шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей, предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
- размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
- совмещать входы со входами в жилые помещения;
- принимать продукты и сырье со стороны двора дома, где расположены окна квартир. Погрузка-выгрузка должна производиться с торца жилого здания, где нет окон, либо со стороны проезжей части;
- размещать площадку мусоросборника ближе, чем на 25 м от входов в дом, игровых площадок и мест отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01);
- размещать парковку транспорта персонала и посетителей во дворе жилого дома. Парковка может быть размещена только со стороны проезжей части (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01).
И еще о специфике работы заведений общепита:
Если в общепите готовят шашлыки на мангале, то размещение таких заведений возможно только в отдельно стоящих зданиях (п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01).
Если общепит размещается в павильоне, то он должен находиться не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений.
Если кафе или магазин работает круглосуточно. Прямого запрета на размещение таких предприятий в жилом доме нет. Однако, пункт 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» разрешает размещение в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением организаций, оказывающих вредное влияние на человека;
запрещается размещать в жилых зданиях предприятия с режимом работы позднее 23.00;
запрещается размещать в жилых зданиях предприятия питания и досуга площадью более 250 кв.м с числом мест более 50, а также предприятия с музыкальным сопровождением (дискотеки, танцевальные студии, казино и т.п.).
Рассмотрим самые частые причины претензий к владельцам кафе (из судебной практики):
1. Перевод помещения из жилого в нежилое без согласия собственников жилого дома.
Судебная практика по данным делам весьма разнообразна, как и решения судов. Суд принимает во внимание обстоятельства в каждом конкретном случае.
В настоящее время в большинстве случаев не требуется получать согласие собственников жилого дома. Оно может понадобится лишь тогда, когда владелец общепита планирует не только внутреннюю перепланировку помещения, но и реконструкцию входа, расположенного на придомовой территории, с использованием части земельного участка под домом. В этом случае потребуется согласие собственников жилья МКД.
Сложность принятия решений по данному вопросу заключается еще и в том, что закон не позволяет четко разграничить такие понятия как перепланировка и реконструкция помещения.
2. Размещение рекламы на фасаде без согласия собственников дома.
С 2009 года размещать рекламу на фасадах здания можно только с согласия собственников жилья МКД («О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 19 Федерального закона «О рекламе» от 27.09.2009). Для вынесения положительного решения необходимо согласие не менее ⅔ собственников жилья.
3. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм: производственные цеха в подвальном помещении дома, отсутствие раздельной канализации, шум в ночное время и т.д.
Выполнение санитарных норм регулируется федеральным законодательством: Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 с изменением от 03.05.2007 № 25 с 01.02.2002 введены в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (СанПиН 2.3.6.1079-01); Постановлением от 10.06.2010 № 64 введены в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2645-10). Кроме федеральных норм существуют и региональные требования в каждом субъекте РФ.
4. Организация погрузки-выгрузки во дворе жилого дома.
Если владельцы предприятий общепита нарушают требование об организации погрузки-выгрузки (п. 2.2.СанПиН 2.3.6.1079-01), то их можно привлечь к административному правонарушению (п.6.4 КоАП РФ).
5. Неправильно организованная площадка для мусора.
Владельцы общепита часто нарушают этот пункт санитарных норм (контейнер для сбора мусора должен быть расположен не ближе, чем на 25 м от жилого дома, площадок для игр и отдыха). Это приводит и к неприятному запаху, к появлению грызунов и насекомых в квартирах. В данной ситуации жильцы дома должны обратиться с жалобой в районную Санэпидемстанцию. СЭС обязана прислать официальный ответ с описанием действий, предпринятых в отношении нарушителя.
6. Не предусмотрены временные площадки для парковки персонала и посетителей.
Отсутствие отдельных парковок у предприятий общепита (п.2.7 СанПиН 2.3.6.1079-01) рассматривается как административное правонарушение (п.6.6. КоАП РФ).
7. Ухудшение условий проживания жильцов дома из-за неправильной организации вытяжки.
Предприятия общепита должны иметь отдельную систему вытяжки (нельзя совмещать с общедомовой, п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция предприятий общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Если данное требование не выполнено, то владельцу грозит административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ).
8. Шум в ночное время.
Практика показывает, что многие пункты общественного питания не соблюдают нормы уровня шума. В дневное время действуют «Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках» (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 07.07.1987 № 4396-87 (СанПиН 42-128-4396-87).
С нарушителями допустимой громкости звуков бороться достаточно сложно.
Основная трудность - необходимость замерить уровень шума. Во-первых, о выездной проверке СЭС владелец заведения предупреждается заранее, поэтому он не допустит превышения нормативных величин шума. Во-ворых, необходимо замерять уровень шума в нескольких квартирах, что требует материальных затрат жильцов. Однако, жильцам удается и в этом случае призвать владельцев общепита к порядку.
Ответственность
Закон (КоАп РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований:
- денежные штрафы (1 000 - 1 500 рублей для граждан; 2 000 - 3 000 рублей для должностных лиц и предпринимателей; 20 тыс. - 30 тыс. руб. для юридических лиц);
- или приостановка работы предприятия (на 90 суток).
Все нарушения должны быть устранены.
В определенных случаях суд может принять решение о прекращении деятельности предприятия общепита.
В качестве вывода
Чаще всего кафе, бары и рестораны размещают именно на первых этажах жилых зданий. К сожалению, появление точек общепита становится причиной множества конфликтов между предпринимателями и жильцами дома. Не всегда в этих ситуациях жильцы бывают правы, стараясь во что бы то ни стало «выжить» заведение общественного питания. Нужно помнить, чтобы добиться успеха, жалобы жильцов должны иметь законные основания.
В большинстве случаях жильцам удается добиться от владельцев общепита устранить допущенные нарушения, а в ряде случаев - закрыть заведение. Если же обращения в уполномоченные органы не приносят результата, то можно обратиться в СМИ.
Cтатистика по 91 городу России за 2015 год (составлено сервисом отзывов Flamp по просьбе проекта The Village, прим. автора: понятно, что жалобы жильцов не являются основной причиной для закрытия большинства заведений из списка ниже):
- Кафе: работают 26 697, открылось 7 759, закрылось 5 855;
- Рестораны: работают 10 818, открылось 2 133, закрылось 1 654;
- Бары: работают 9 477, открылось 3 452, закрылось 2 383.
Начать дискуссию