Как защитить фирменное наименование от дублирования

Нарушений, связанных с фирменными наименованиями, становится все больше. Тенденции таковы, что рост числа конфликтов будет продолжаться. Когда фирмы дробятся, выделяются одна из другой, часто новые руководители не могут договориться между собой о том, как перераспределить материальные и нематериальные активы. В результате начинается борьба за фирменное наименование или товарный знак .

Валерий Джермакян , главный эксперт юридического отдела ООО «Городисский и Партнеры»

Нарушений, связанных с фирменными наименованиями, становится все больше. Тенденции таковы, что рост числа конфликтов будет продолжаться. Когда фирмы дробятся, выделяются одна из другой, часто новые руководители не могут договориться между собой о том, как перераспределить материальные и нематериальные активы. В результате начинается борьба за фирменное наименование или товарный знак .

Фирменное наименование является обязательным атрибутом любой коммерческой организации (п. 4 ст. 54 ГК РФ). В отличие от товарного знака и знака обслуживания, оно отличает одно предприятие от другого независимо от тех товаров или услуг, которые реализует или предлагает это предприятие (товарный знак регистрируется в отношении товаров, а знак обслуживания – в отношении услуг – прим. ред.)

Структура фирменного наименования состоит из относительно самостоятельных частей. Основная часть содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности. А в некоторых случаях - и другие характеристики. Вспомогательная часть делится на обязательные и факультативные добавления. Обязательным добавлением является специальное наименование (условное словесное обозначение, имя собственное, географическое название и т. п.) предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Другие добавления, типа «универсальный», «центральный» и т. п. являются факультативными и могут не использоваться. Условный пример фирменного наименования, включающего указание на профиль деятельности и географическое расположение фирмы: Акционерное общество закрытого типа «Научно-исследовательская фирма «Московский резонанс».

Полное фирменное наименование, включающее данные об организационно-правовой форме, указывается при регистрации фирмы в учредительных документах. Также может быть приведено сокращенное наименование. Оно может включать специальное наименование - так называемый фирменный знак, который можно одновременно зарегистрировать и как товарный знак. Например, полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «СИВЕРА». Сокращенное фирменное наименование - ООО «СИВЕРА», в котором слово «СИВЕРА» является зарегистрированным товарным знаком №228278.

Право на фирменное наименование не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока существует предприятие. В отличие от фирменного наименования Роспатент может досрочно прекратить регистрацию товарного знака, если он непрерывно не используется в течение любых трех лет после регистрации (п. 3 статьи 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Однако в некоторых случаях права компании в связи со статусом ее наименования могут быть поставлены под вопрос.

Фирменные и «нефирменные» наименования

Итак, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

При этом в отношении коммерческих организаций законодатель использует термин «фирменное наименование», тогда как в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий - термин « наименование» организации или предприятия (п. 1 ст. 54 ГК РФ). И об исключительных правах на зарегистрированное «наименование» нигде в законе не говорится.

На этом основании некоторые российские специалисты считают, что названия (наименования) всех иных, кроме коммерческих организаций, участников гражданского оборота, не являются фирменными. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют.

Неоднозначность толкования специалистами этих положений в законе может привести к тому, что некоммерческая организация не сможет защитить свои права, в случае если другая фирма решит зарегистрировать схожий или тождественный ее наименованию товарный знак.

В этой связи интерес представляет постановление Федерального арбитражного суда Московского округа (кассационная инстанция) от 13 сентября 2001г. по делу № КГ-А40/4977-01. В нем подход к нефирменным наименованиям как не являющимся объектом самостоятельной правовой охраны был подтвержден.

Двойная защита

Современное российское законодательство о фирменных наименованиях отсутствует. Поэтому защититься от использования другими лицами аналогичных (похожих), а не тождественных (одинаковых) фирменных наименований, весьма сложно. А без наличия зарегистрированного товарного знака - на сегодня практически невозможно.

Поэтому можно настоятельно рекомендовать выбирать для названия своей фирмы, независимо от ее вида (коммерческая или нет), такие наименования, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении определенных товаров и услуг. Тогда в случае конфликта будет легче отстаивать свои права на наименование, так как, с одной стороны, оно будет охраняться как товарный знак, а с другой - как фирменное наименование. Например, японская компания с фирменным наименование «SONY» зарегистрировала товарный знак «SONY» для своей продукции: телевизоров, магнитофонов и т. п.

Кроме того, если компания не зарегистрирует такой же товарный знак, как и ее наименование, ей нужно учесть одно обстоятельство. Многие фирменные наименования прекрасно индивидуализируют выпускаемые компанией товары, независимо от того, являются ли они одновременно зарегистрированными товарными знаками. Поэтому возможна такая ситуация, когда недобросовестная компания решит зарегистрировать товарный знак, схожий с фирменным наименованием другой фирмы. Например, фирменное наименование включает слово «КОНУС», а заявление на регистрацию товарного знака будет подано в отношении сходного по фонетическому звучанию словесного обозначения «КОНУЗ».

«Ущемленная» сторона может обратиться в Палату по патентным спорам. Однако Палата прекратит регистрацию товарного знака только в том случае, если столкнувшиеся обозначения тождественны, то есть равны (одинаковы), а не сходны до степени смешения, по меньшей мере в той части фирменного наименования, которое называется обязательным добавлением (п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках). Если же речь шла о компании, зарегистрировавшей свой товарный знак, то в споре можно было бы апеллировать к нормам о защите товарного знака. В этом случае, например, «ущемленная» сторона имела бы право доказывать не только тождественность, но и схожесть обозначений до степени смешения.

Всегда ли идти в суд

Защита права на фирменное наименование может быть осуществлена в административном и судебном порядке. Так, компания может обратиться с иском в арбитражный суд, или спор по соглашению сторон спор может быть рассмотрен третейским судом.

В административном порядке конфликты решаются через антимонопольный орган, а также, если речь идет о случае столкновения фирменного наименования и товарного знака - через Палату по патентным спорам.

Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд (п.2 ст.11 ГК РФ).

Однако компании не всегда стоит спешить применять меры по устранению с рынка фирмы с аналогичным названием. Так, появление очередной «новой» фирмы с тождественным фирменным наименованием, только лишь заявляющей о себе в рекламе, но не производящей товаров и услуг, вряд ли может нанести ущерб деловой репутации «старой» фирмы. По крайней мере доказать его будет крайне сложно. Поэтому нет большого смысла и экономически невыгодно начинать борьбу против одного лишь факта совпадения наименований.

Если товары и услуги фирм не сталкиваются на рынке, и не имеет места недобросовестная конкуренция в их деятельности, попытки запретить использовать в названии фирмы тождественное наименование вряд ли будут успешными. Так, при поиске через сеть Интернет установлена известность многих десятков российских фирм, организаций и предприятий, разбросанных по всем регионам страны, фирменное наименование которых включает слово «Вымпел». Все эти фирмы уживаются на рынке.

Судебная практика

Можно говорить, что российская судебная практика уже выработала позицию, в соответствии с которой удовлетворяются определенные иски владельцев товарных знаков. Речь идет о ситуациях, когда нарушитель использует на упаковке товара только произвольную часть своего фирменного наименования, представляющего собой словесное обозначение, например «Рубин» или «Титан» (обозначения выбраны совершенно условно и не имеют отношения к конкретным фирмам с такими названиями – прим. автора).

Оправдания ответчика, который ссылается на наличие у него исключительного права на фирменное наименование, не принимаются. Суд обосновывает это тем, что ответчик на упаковке использует не свое фирменное наименование, в том виде, как оно прописано в учредительных документах, а лишь его элемент (часть). Но за ответчиком сохраняется право использовать на упаковке свое «полное» фирменное наименование, например, Закрытое Акционерное Общество «Рубин». Ведь ответчик обязан указывать на своей продукции подобную информацию на основании пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Неоднозначны решения судов при столкновении прав на фирменное наименование и на знак обслуживания, когда одно юридическое лицо осуществляет свою деятельность под своим фирменным наименованием, а владелец знака обслуживания оказывает однородные услуги.

Однако в целом прослеживается следующая тенденция. Использование фирменного наименования в том виде, как оно записано в регистрационных документах фирмы, не может признаваться нарушением прав на знак обслуживания. Суды при разрешении споров обосновывают свою позицию тем, что отсутствует сходство до степени смешения между полным фирменным наименованием и знаком обслуживания.

Примеры арбитражных дел

С правоприменительной практикой рассмотрения коллизий между товарными знаками и фирменными наименованиями можно ознакомиться в делах, связанных:

  • с товарным знаком №150631 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 октября 2002 г. по делу №Ф03-А51/02-1/2099);
  • с товарным знаком №140806 (Постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 1997 г. по делу № КА-А40/2445-97).
  • С примерами рассмотрения коллизий между двумя фирменными наименованиями можно ознакомиться в следующих делах:
  • Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2004 года по делу № Ф03-А73/04-1/437 (кассационная инстанция);
  • Постановление ФАС Центрального округа от 20 июля 2001 г. по делу № А54-3660/00-С6 (кассационная инстанция);
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г. № 7570/98;
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 г. № 4194/01;
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 г. № 4196/01;
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 г. № 4197/01.

Способ подстраховаться

Константин Рыбалов , партнер коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры», к. ю. н.:

«В последнее время возросло количество споров вокруг товарных знаков. В большинстве случаев использование имиджа чужого товарного знака или наименования с похожим названием бывает намеренным, поскольку это несет прямую выгоду.

При всем несовершенстве законодательства можно рассмотреть два способа защиты от недобросовестных конкурентов. Во-первых, регистрировать наименования своих фирм в обязательном порядке. Во-вторых, учитывать действующее законодательство, в соответствии с которым при разной организационно-правовой форме (ЗАО, ООО, ОАО) допускается использование одинаковых названий. Способ подстраховаться в такой ситуации - это регистрировать сразу все три организационно-правовые формы с одним наименованием».

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.