НК РФ

Административный штраф

За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные ст.15.23.1 КоАП РФ. Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.
Административный штраф
Фото Ольги Вирич, Кублог

За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные ст.15.23.1 КоАП РФ. Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.

На мой взгляд, такие размеры штрафов не являются справедливыми и соразмерными допущенным нарушениям.

Именно поэтому мое внимание привлекло постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» (далее Постановление).

Оно, на мой взгляд, показывает направление возможных, будущих изменений для назначения административного штрафа ниже низшего предела или еще один способ защиты собственных прав и интересов.

Именно об этом сегодняшний мой материал.

Итак. Административный штраф ниже низшего предела.

ООО "Маслянский хлебоприемный пункт" постановлением УФАС по Тюменской области от 9 ноября 2010 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.  Заявитель не выполнил в установленный срок требование антимонопольного органа. Арбитражные суды при рассмотрении жалобы на вынесенное постановление УФАС не усмотрели оснований для признания его незаконным.

Рассматривая поступившую жалобу, КС РФ отметил следующее.

Правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений  возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.При этом допущенные ограничения права собственности физических и юридических лиц, свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимыми для их защиты.Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания. 

Установление для юридических лиц данного административного штрафа, как и иных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

В системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП Российской Федерации).

В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Казалось бы, что сделанные выводы судом при анализе конкретной правовой нормы крайне просто переносятся на иные составы административных правонарушений. По крайней мере, ряд заявителей (правонарушителей) и отдельные суды первой, апелляционной инстанции разных округов использовали подобный расширительный подход.

Однако на уровне кассации все судебные акты, в которых вольготно применялось вышеуказанное трактовка КС РФ (по крайней из тех, что были обнаружены нами при написании данного материала) были отменены или изменены.

Вот некоторая часть из них, с приведением соответствующей мотивировки.

  1. Вместе с тем, снижая размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкциями частей 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку изложенная в Постановлении от 17.01.2013 № 1-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформирована в результате правового анализа положений иной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5 статья 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)  и не содержит указаний на возможность ее распространение на иные составы административных правонарушений (Постановление ФАС ЗСО от 13.09.2013 по делу № А46-32415/2012). 
  2. Конституционный Суд Российской Федерации не признавал не соответствующими Конституции Российской Федерации и часть 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкциями которой было назначено наказание обществу. Данные обстоятельства не позволяют применить в настоящем деле назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление ФАС ПО от 01.04.2013 по делу № А65-26865/2012).
  3. Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О, наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, с учетом части 1 статьи 4.1 КоАП РФ  является прерогативой законодателя и возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ. В этой связи обоснованно отклонена апелляционным судом и ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П относительно наделения судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом. В пункте 3 резолютивной части названного постановления указано, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении. Однако вывод о возможности применения положений указанного постановления в отношении других составов административных правонарушений, указанный акт не содержит. Поэтому наказание не может быть назначено ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ (Постановление ФАС СЗО от 12.09.2013 по делу №А66-15098/2012).

В связи с этим крайне логичным напрашивается только два варианта поведения. 

Вариант 1 – законодатель у нас все же дойдет до изменения КоАП РФ и предусмотрит возможность уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Вариант 2 – инициировать обращение в Конституционный суд РФ по каждому составу административного правонарушения, если изложенная логика, подход КС РФ является применимым к нему. И в случае, если ваше обращение будет признано обоснованным, то КС РФ может принять желаемый судебный акт (как никак, но КС в рассматриваемом постановлении указал, что «Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права»).

Однако, постарайтесь исключить ситуацию «обезьяны с гранатой», ибо никогда не знаешь, куда она кинется. Не стоит обращаться в КС РФ за получением «отказного» определения КС РФ, которое может поставить крест на возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела. Не только для вас, но и для других. Подумайте, пожалуйста, и о других.

Кстати, написанное в отношении административного штрафа может быть применено, на мой взгляд, и в отношении иных видов административных наказаний.

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сократилось число сделок со слиянием и поглощением

Несмотря на то, что число M&A сделок стало меньше, их объем вырос на 8%, до 42,2 млрд долларов. Это связано с покупкой крупных компаний российскими инвесторами.

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.

Платить налоги надо будет по-новому: обзор поправок в приказ Минфина № 107н

С 1 января 2026 года заработают новые правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Интересные материалы

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию

«Трибуна» — это уникальные персональные некоммерческие блоги пользователей. Здесь пользователи-эксперты ведут личные блоги от своего имени и делятся знаниями с другими читатели. При этом, у нас есть определенные правила👇

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию
64