Напомним, что под так называемой «альтернативной ликвидацией юридического лица» принято подразумевать комплекс мер, реализация которых в конечном итоге позволяет достичь желаемого результата – исключение фирмы из ЕГРЮЛ без каких-либо проверок и последствий для контролирующих лиц.
Ни для кого не секрет, что законодательство в РФ меняется не то, что стремительно, а как-то совсем молниеносно. Штампуются новые законы, выносятся резонансные постановления и разъяснения, по различным контролирующим и судебным инстанциям спускаются формальные и неформальные «указивки». Не стали исключениями и «правила игры», регламентирующие процедуры альтернативной ликвидации юридических лиц, в мгновение ока претерпев кардинальные изменения. Были приняты поправки в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», внесены изменения в 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обновились Гражданский Кодекс РФ, а также ряд других нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры и технологии альтернативной ликвидации фирм. Проще говоря, ликвидация стала совсем не той, что была еще буквально месяц назад.
Однако, обилие коммерческих предложений по закрытию юридических лиц, которыми пестрит интернет, а также спам-рассылка, которая с завидной регулярностью пробивается сквозь фильтры на корпоративную почту, заставили более глубоко разобраться в этом вопросе. Возникло здоровое юридическое любопытство – а может быть остались еще какие-нибудь пути и обходы, пробелы и лазейки в обновленном законодательстве (как это часто бывает). Да такие, чтобы можно было на их базисе построить что-то вроде «зеленых коридоров» для ликвидации фирм без проверок. Для поиска ответа были проанализированы коммерческие предложения по ликвидации юридических лиц, узкоспециализированные форумы, а также ряд сайтов фрилансеров и юридических компаний в нескольких регионах РФ. Половину рабочего дня два юриста, представляясь собственниками и директорами коммерческих структур, специально переписывались, созванивались с «ликвидаторами», наводили справки, собирали информацию, направляли на проверку ОГРН «клиента» (данных одной из наших организаций). Выводы оказались неутешительными. Коммерческие предложения по ликвидации, мягко говоря, не соответствуют реалиям правоприменительной практики. То, что предлагают противоречит тому, что сами же авторы предложений обсуждают в кулуарах. Здесь делаем небольшую важную оговорку - если кто-то увидит несоответствия в приведенных ниже примерах, в каких-то регионах другая ситуация, просьба – напишите в комментариях, ведь цель этого материала – не кого-то очернить или «бросить камень» в чью-то сторону, а, наоборот – предостеречь от ловушек. Ведь, как известно, предупрежден – значит вооружен.
Итак, вот и разгорелось июньским зноем лето, а вместе с ним буквально запылал жаром и рынок альтернативной ликвидации юридических лиц – «реорганизаций присоединением», «продаж» компаний, «смены директора и учредителей на офшор» и им подобных. Надо отметить, что любые процедуры, меры и полумеры, позволяющие в конечном итоге ликвидировать юридическое лицо без проверок, справедливо популярны в нашей стране в виду объективных и субъективных причин – как-никак налогоплательщик в РФ всегда виноват по умолчанию, поэтому искать «пути отхода» - ликвидации без проверок - его естественное право. В связи с этим, масштаб «неожиданно» случившегося пожара процедур альтернативных ликвидаций затронул сотни, если не тысячи юридических лиц. Зависло столько всего, сколько еще никогда не зависало. Можно сказать, случился «апокалипсис альтернативной ликвидации».
С 14 июня 2016 года по всем формам 16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией», поданных в ИФНС N 46 по г. Москве стали выноситься решения о приостановке государственной регистрации. Формально сроком на один месяц, для тщательной проверки поданных сведений. Однако, по подтвержденной информации, за приостановками последуют массовые отказы в завершении начатых реорганизаций. То же самое, немного ранее, случилось и в Казани, которая в последнее время стала «Гонконгом» альтернативных ликвидаций, а также и в других регионах РФ. Таким образом, были заморожены процедуры ликвидации фирм практически по всей стране. Приказ ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" вступил в активную фазу.
Следует напомнить, что примерно в конце 2015 года, были «закручены гайки» в так называемой «ликвидации фирм через офшор», когда налоговики начали массово выносить отказы по попыткам сменить единоличный исполнительный орган и участников ликвидируемых фирм на иностранные компании и обязывать последних регистрировать филиалы на территории РФ, с соответствующей уплатой шестизначных государственных пошлин. Сильно усложнилась «ликвидация ООО через смену директора и учредителей», когда фискалы стали в том числе требовать нотариально заверенные решения участников. Дополнительно были доработаны и полноценно введены в действие «стоп-листы» массовых руководителей и номинальных акционеров. В ряде регионов к данной «услуге» подключились сотрудники полиции, которые стали интересоваться, зачем тому или иному лицу столько организаций, что он там числится директором или участником. С 01.01.2015 была сильно затруднена смена региона постановки на налоговый учет юридического лица (миграция), а с 01.01.2016 в подавляющем большинстве регионов она стала фактически невозможной.
Потеряла смысл и широко используемая до недавнего времени технология ликвидация фирмы через упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника. Поправками в основной закон, регламентирующий указанную процедуру, а именно в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) были введены нормы, лишающие должника самостоятельно указывать нужную кандидатуру «лояльного» арбитражного управляющего. Статья 37 ФЗ-127 «о несостоятельности (банкротстве)» с учетом поправок стала звучать следующим образом: «…В заявлении должника указывается наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий, определенный в порядке, установленном в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи… 5. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.»
Правила игры изменились - изменилась законы, изменилась правоприменительная практика. Однако, несмотря на это:
- Интернет ярко пестрит объявлениями о «реорганизации ООО присоединением», «ликвидации ООО через реорганизацию» и им подобными. Причем, когда из действительно здорового юридического любопытства задавались вопросы с просьбой указать регион правопреемников и ОГРН прошедших в июне организаций – ни одна юридическая компания нам не дала внятный ответ, ссылаясь на «коммерческую тайну данной информации».
- Предложений по смене региона местонахождения юридического адреса ООО (миграции), несмотря на все изменения, также стало никак не меньше, а скорее больше. И здесь на запрос об ОГРН прошедших фирм присылалось «специфическое» урезанное портфолио - не более 3-5 компаний, которые прошли на свежий адрес. А вот последующих мы так и не увидели. Вывод – будет чистый, «нулевой» адрес – есть большой шанс на него переехать, однако нужно умудриться попасть в первую пятерку.
- Проработали коммерческие предложения на «ликвидацию ООО через офшор». Причем самые красивые – с умными словами и деловыми картинками. Нам предложили первый платеж сделать в рублях, второй по курсу в валюте - видимо для большего антуража. На вопрос «пришлите ОГРН завершенных проектов» - опять тишина. Видимо, страсть к предоплате и здесь взяла свое.
- Несколько раз пытались выведать у юридических организаций, предлагающих услуги по банкротству по упрощенной процедуре ликвидируемого должника – каким образом они собираются указывать кандидатуру своего, «лояльного» арбитражного управляющего, ведь это действительно интересно. Пока внятного ответа так ни от кого и не получили.
- Стоит отметить, что несколько юридических компаний дали нам вразумительные гарантии альтернативной ликвидации (стоимость, однако, превысила даже стоимость процедуры банкротства). Однако, их предложения – капля в море, которую полностью забивает агрессивный маркетинг недобросовестных продажников.
Поэтому - будьте бдительны. Удачи и успеха в делах.
Комментарии
3А что мешает, просто снизить обороты фирмы до нуля и подождать годика три или пять, а потом за давностью лет, всё и прикрыть, архив сжечь, пусть проверяют.
в том то и дело, что используют, вначале заходя на процедуру наблюдения, потом уже на конкурсное производство.