Госзакупки

К вопросу о недобро­совестной конкуренции. Об эффективности государственных закупок

Проблема эффективности государственных закупок — одна из самых обсуждаемых в последнее время. Государство тратит огромные средства и силы, чтобы сделать сферу госзакупок более прозрачной и понятной. Тем временем недобросовестные предприниматели также усиленно изыскивают всевозможные способы получения «дополнительного» дохода за государственный счет.
К вопросу о недобро­совестной конкуренции. Об эффективности государственных закупок
Фото Ольги Вирич, Кублог

Проблема эффективности государственных закупок — одна из самых обсуждаемых в последнее время. Государство тратит огромные средства и силы, чтобы сделать сферу госзакупок более прозрачной и понятной. Тем временем недобросовестные предприниматели также усиленно изыскивают всевозможные способы получения «дополнительного» дохода за государственный счет. К сожалению, надо признать, что нередко они оказываются на шаг впереди государства, которое хотя иногда и весьма эффективно, но с запозданием реагирует на использование противоправных схем участия в конкурсах и аукционах.

Напомним, что на заре создания системы государственных закупок наиболее распространенным мошенничеством было применение в названии закупок иностранных символов, схожих по написанию с русскими буквами. Поэтому при поиске проводимых конкурсов (задавая определенные ключевые слова) в него не попадали те из них, которые были названы таким образом. Если для пользователя, смотрящего на монитор компьютера, русская «а» и английская «a» неразличимы, то для компьютера — это различные символы, и в процессе поиска он просто не находил совпадений. Данным способом мошенники пользовались достаточно долго, пока не были внесены соответствующие изменения в электронные системы государственных закупок, заблокировавшие возможность подобных махинаций.

Еще одним достаточно распространенным способом мошенничества являлось и, судя по всему, продолжает оставаться «прописание» технических заданий под конкретного производителя или поставщика. Государственный заказчик, находящийся в сговоре с поставщиком, указывал в задании конкретные модели или наименования предполагаемой к закупке продукции. Запрет на такие действия был введен после внесения соответствующих положений в законодательство, регулирующее сферу государственных закупок. В связи с этим мошенники стали указывать в техническом задании на закупку индивидуальные уникальные характеристики товара, присущие продукции конкретного производителя или модели, на самом деле не являющиеся основными и не оказывающие никакого влияния на функциональность и использование закупаемых товаров.

Бороться с таким мошенничеством стало уже намного сложнее. Однако на помощь приходят добросовестные поставщики, которые подают соответствующие жалобы в Федеральную антимонопольную службу, и суды, доказывая необоснованность указания в документах названных уникальных характеристик. Вместе с тем в системе государственных закупок ежедневно проводится такое большое количество конкурсов и аукционов, что выявить все из них с «индивидуальными» техническими заданиями не представляется возможным, даже и для добросовестных организаций, работающих на тех же рынках, поскольку для этого требуется полное и всестороннее изучение технических заданий.

К чему приводят мошенничества?

Главным образом к тому, что государство закупает товары и услуги по завышенным ценам. В принципе, если бы в конкурсах участвовал только производитель или поставщик, именно для которых готовится техническое задание, выявить их было бы достаточно просто, так как только их продукция соответствует условиям технического задания, но тогда, следуя логике и букве закона, такие закупки должны осуществляться как закупки у единственного поставщика. Данного рода закупки сразу видны, и проанализировать их несложно. К тому же, если с достаточной регулярностью в них участвует одна и та же организация, это уже конкретный повод для разбирательства в ФАС России и предъявления возможных претензий со стороны проверяющих и контролирующих органов.

Для сокрытия мошеннических действий предприниматели, организующие названные незаконные схемы, имитируют видимость торгов, т. е. в конкурсе участвуют аффилированные или зависимые от производителя организации, формально между собой не связанные. В этих случаях чаще всего цена практически не снижается, а сами подобные конкурсы «теряются» в общей массе конкурсов, проводимых без нарушений.

«История одного Дела»

Несколько таких ситуаций, образующих, по нашему мнению, систему, удалось выявить в сфере закупки изделий медицинского назначения, уже известной из-за скандалов и выявленных махинаций.

По информации открытого сайта государственных закупок www.zakupki.gov.ru, в 2013—2015 гг. Департаментом здравоохранения г. Москвы был проведен ряд конкурсов на поставку изделий медицинского назначения расходных материалов для инфекционного контроля в форме электронных аукционов (№ 0173200001413001150, 0173200001413001148, 0173200001413000862, 0173200001414000688, 0173200001414000823, 0173200001414000840). Общая сумма данных закупок составила более 110 млн руб. Во всех аукционах участвовали только три компании: ООО «Фармстандарт-Медтехника», ООО «ДГМ Фарма Аппарате РУС», ООО «Биомир-Центр», и везде цена была незначительно снижена. Как пояснили участники рынка, скорее всего техническое задание для указанных конкурсов составлялось таким образом, что всем его условиям (размерный ряд, технические и функциональные характеристики и пр.) соответствовала единственная торговая марка «DGM Steriguard» производства группы компаний DGM (Швейцария). Если подходить формально к анализу этих закупок, то, вероятно, что никаких явных нарушений в них не обнаружится.

Однако, осуществив несложные действия, можно выяснить, что на основании сайта производителя (http://www.dgm.su/index/spage-faq/mode-detail/id-116.html) компания ООО «ДГМ Фарма Аппарате РУС» является представителем группы компаний DGM на рынке РФ и стран СНГ. Согласно сайту (http://www.dgm.su/Contact.html) компания ООО «Фармстандарт-Медтехника» — это эксклюзивный поставщик оборудования и расходных материалов DGM в России и странах СНГ.

Кроме того, на официальном сайте ООО «Фармстандарт-Медтехника» (http://www.phs-mt.ru/company/) указано, что «компания создана в результате сотрудничества ОАО „Фармстандарт“ и группы компаний DGM в области производства и продвижения высокотехнологичного медицинского оборудования».

Что касается ООО «Биомир-Центр», то согласно коммерческому предложению № 3, представленному в конкурсе № 0173200001414000823, данная компания представляет интересы ООО «ДГМ Фарма Аппарате РУС».

В дополнение к сказанному можно добавить, что в наличии имеются авторизационные письма группы компаний DGM, выданные ООО «Фармстандарт-Медтехника» и ООО «Биомир-Центр».

Более углубленный анализ конкурсной документации показал, что ее основу составляли коммерческие предложения от тех же названных компаний, представляющих интересы одного производителя, причем иностранного происхождения. Между тем на российском рынке представлена продукция аналогичного назначения как минимум 5(!) зарегистрированных российских производителей, и ни один из них или его дистрибьюторов не был участником упомянутых аукционов. Почему продукция этих производителей не была даже рассмотрена в процессе подготовки аукциона, это вопрос, который хотелось бы задать аукционной комиссии и организаторам торгов.

Таким образом констатируем, что в конкурсах с денежной массой более 110 млн руб., проводимых крупнейшим подразделением Минздрава России — Департаментом здравоохранения г. Москвы, на протяжении трех лет участвовали и неизменно по очереди становились победителями три компании, представляющие интересы одного и того же иностранного производителя. Причем одна компания — это его российское подразделение, а две других — официальные дилеры, которые, безусловно, являются зависимыми от производителя в вопросах реализации продукции, что является классическим примером картельного сговора, и это при наличии российских аналогов продукции требуемого назначения!

Полагаем, что приведенная ситуация — далеко не единственная в сфере государственных закупок. К тому же кроме перечисленных способов обмана государства, скорее всего, существуют и другие, которые либо не известны на данный момент, либо пока не получили широкого применения.

Чтобы повысить эффективность тех затрат, которые несет государство, закупая для своих нужд различные товары и услуги, необходимо значительное внимание уделять тем процессам и схемам, которые позволяют недобросовестным предпринимателям наживаться на государственных деньгах. Да, конкурсов очень много, и ресурсов для тотального за ними контроля у государства не хватает. Помимо того привлечение дополнительных ресурсов сопряжено с увеличением государственных расходов, что может свести на нет весь экономический эффект от дополнительного контроля. Тем не менее возможно попытаться привлекать к решению данных проблем как общественные организации (например, Общероссийский народный фронт), так и профессиональные сообщества предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере государственных закупок. Добросовестный предприниматель — один из лучших союзников государства! Во-первых, работая в системе государственных закупок, предприниматели отлично знают все возможные способы обмана и уязвимые места в законодательстве, позволяющие скрывать недобросовестную конкуренцию. Во-вторых, именно честные предприниматели, как и государство, несут экономические потери от сомнительных конкурентов.

Благодаря такому возможному сотрудничеству выиграют все граждане, так как именно за счет их налогов осуществляются государственные закупки, и именно их деньги утекают в карманы мошенников.

http://www.dgm.su/index/spage-faq/mode-detail/id-116.html) компания ООО «ДГМ Фарма Аппарате РУС» является представителем группы компаний DGM на рынке РФ и стран СНГ. Согласно сайту (http://www.dgm.su/Contact.html) компания ООО «Фармстандарт-Медтехника» — это эксклюзивный поставщик оборудования и расходных материалов DGM в России и странах СНГ.

Кроме того, на официальном сайте ООО «Фармстандарт-Медтехника» (http://www.phs-mt.ru/company/) указано, что «компания создана в результате сотрудничества ОАО „Фармстандарт“ и группы компаний DGM в области производства и продвижения высокотехнологичного медицинского оборудования».

Что касается ООО «Биомир-Центр», то согласно коммерческому предложению № 3, представленному в конкурсе № 0173200001414000823, данная компания представляет интересы ООО «ДГМ Фарма Аппарате РУС».

В дополнение к сказанному можно добавить, что в наличии имеются авторизационные письма группы компаний DGM, выданные ООО «Фармстандарт-Медтехника» и ООО «Биомир-Центр».

Более углубленный анализ конкурсной документации показал, что ее основу составляли коммерческие предложения от тех же названных компаний, представляющих интересы одного производителя, причем иностранного происхождения. Между тем на российском рынке представлена продукция аналогичного назначения как минимум 5(!) зарегистрированных российских производителей, и ни один из них или его дистрибьюторов не был участником упомянутых аукционов. Почему продукция этих производителей не была даже рассмотрена в процессе подготовки аукциона, это вопрос, который хотелось бы задать аукционной комиссии и организаторам торгов.

Таким образом констатируем, что в конкурсах с денежной массой более 110 млн руб., проводимых крупнейшим подразделением Минздрава России — Департаментом здравоохранения г. Москвы, на протяжении трех лет участвовали и неизменно по очереди становились победителями три компании, представляющие интересы одного и того же иностранного производителя. Причем одна компания — это его российское подразделение, а две других — официальные дилеры, которые, безусловно, являются зависимыми от производителя в вопросах реализации продукции, что является классическим примером картельного сговора, и это при наличии российских аналогов продукции требуемого назначения!

Полагаем, что приведенная ситуация — далеко не единственная в сфере государственных закупок. К тому же кроме перечисленных способов обмана государства, скорее всего, существуют и другие, которые либо не известны на данный момент, либо пока не получили широкого применения.

Чтобы повысить эффективность тех затрат, которые несет государство, закупая для своих нужд различные товары и услуги, необходимо значительное внимание уделять тем процессам и схемам, которые позволяют недобросовестным предпринимателям наживаться на государственных деньгах. Да, конкурсов очень много, и ресурсов для тотального за ними контроля у государства не хватает. Помимо того привлечение дополнительных ресурсов сопряжено с увеличением государственных расходов, что может свести на нет весь экономический эффект от дополнительного контроля. Тем не менее возможно попытаться привлекать к решению данных проблем как общественные организации (например, Общероссийский народный фронт), так и профессиональные сообщества предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере государственных закупок. Добросовестный предприниматель — один из лучших союзников государства! Во-первых, работая в системе государственных закупок, предприниматели отлично знают все возможные способы обмана и уязвимые места в законодательстве, позволяющие скрывать недобросовестную конкуренцию. Во-вторых, именно честные предприниматели, как и государство, несут экономические потери от сомнительных конкурентов.

Благодаря такому возможному сотрудничеству выиграют все граждане, так как именно за счет их налогов осуществляются государственные закупки, и именно их деньги утекают в карманы мошенников.

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.