В ходе налоговых проверок налоговыми инспекторами в качестве доказательств совершения налогового правонарушения очень часто используются материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий работниками полиции. И это неправомерно, поскольку использовать эти материалы налоговики могут, но лишь в качестве информации для своей работы, что бы в ходе проведения налоговой проверки добыть собственные доказательства, соответствующие требованиям НК РФ, предъявляемые к доказательствам. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
Обращаем внимание уважаемого читателя, как по разному оценивает и трактует эти обстоятельство налоговый орган и налогоплательщик. Заметьте, мы в этом случае говорим лишь о том, что Инспекция неправомерно использует в налоговом споре в качестве доказательств материалы, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, не подкрепив их никакими собственными доказательствами, полученными в ходе проведения именно налоговой проверки. При этом мы (налогоплательщики) не говорим о том, что Инспекция не имеет права вообще использовать материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий наряду с другими доказательствами, полученными в ходе проведения налоговой проверки. Заметьте, это же совершенно разные позиции.
А Инспекция при этом, как правило, утверждает что она имеет право использовать в своей работе материалы, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Так мы с этим и не спорим. Т.е. мы прекрасно понимаем, что использовать в своей работе материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий Инспекция как раз очень даже может, но при этом не надо забывать, что в тексте НК РФ многократно утверждается, что не допускается использование доказательств полученных с нарушением положений НК РФ.
Поэтому и налогоплательщики в этом случае ссылаются на положения, изложенные не кем-нибудь, а Конституционным судом РФ, которые никто еще не отменял. В определении КС РФ от 04.02.1999г. №18-О четко и недвусмысленно сказано, что «результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем, т.е. как это предписывает часть 1 статьи 49 и часть 2 статьи 50 Конституции РФ».
Т.е. в качестве сведений об источниках информации использовать материалы оперативно-розыскных мероприятий Инспекция как раз очень даже может. Как говорится ради бога. но …. получив эти сведения, Инспекция обязана закрепить их надлежащим процессуальным образом в свете требований Налогового Кодекса РФ, поскольку речь идет о не об уголовных, а налоговых правоотношениях.
Это подтверждается положениями п.4 ст.101 НК РФ и п.7 ст.101.4 НК РФ «при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в т.ч. …. Иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ». Заметьте, слово законодатель употребил слово «ИССЛЕДУЮТСЯ» и оно не является синонимом слова «используются в качестве доказательств», иначе зачем законодатель многократно говорит одну и ту же фразу, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ».
Именно это Инспекция в нашем случае как раз и нарушает, когда прямым образом использует в качестве доказательств, например, протоколы допросов свидетелей (директоров контрагентов), полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, как на самостоятельное и доказательство в налоговом споре. Хотя эти протоколы допросов оформлены без соблюдения требований, предъявляемых положениями НК РФ к протоколам допросов, следовательно получены с нарушением НК РФ.
На что налоговый орган как бы в противовес процитированным нами выше положениям Конституционного суда РФ приводит цитату из пункта 45 Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», в котором говорится что материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ). Заметьте, опять ключевое слово – МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ.
Следовательно, напрасно Инспекция пытается, как бы противопоставить позицию КС РФ и пленума ВАС РФ. Никакого противоречия здесь нет. ВАС РФ в данном случае, в полном соответствии с позицией КС РФ указал, что ИСПОЛЬЗОВАТЬ материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий налоговые органы могут, но …. Заметьте, в числе других доказательств. И заметьте ВАС РФ тут же делает ссылку на положения п.4 ст.101 НК РФ, где прямо говорится, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ».
Тем самым и ВАС РФ и КС РФ однозначно указывают на то, что одно дело использовать материалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, как указание на источник информации и затем закрепить эти данные процессуальным путем, установленным в Налоговом кодексе РФ, и другое дело прямо и без всяких дополнительных усилий, предпринятых в ходе проведения проверки, использовать эти материалы, как доказательство в налоговом споре. Это как раз запрещено положениями НК РФ. Это запрещено позицией КС РФ и позицией ВАС РФ.
Комментарии
1Данная норма еще работает?