Квартира под офис

В борьбе за клиента фирме важно быть ближе к людям. Поэтому многие коммерсанты покупают или снимают помещения в жилых домах, не задумываясь о последствиях.

М. Кошкина, юрист

В борьбе за клиента фирме важно быть ближе к людям. Поэтому многие коммерсанты покупают или снимают помещения в жилых домах, не задумываясь о последствиях.

Вместо того чтобы искать деньги на покупку офисного помещения, предпринимателю проще и выгоднее разместить контору в своей квартире. Малым предприятиям также дешевле арендовать квартиру под офис у граждан, чем платить огромные деньги за аренду офисного помещения. Однако для такой экономии законодательство устанавливает определенные правила. Так, согласно пункту 2 статьи 671 Гражданского кодекса, жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан. Использование квартир под размещение офиса допускается только после перевода помещения в нежилой фонд (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Порядок такого перевода определен Жилищным кодексом.

Арендованные проблемы

Арендные платежи за съем под офис квартиры работники налоговой инспекции могут исключить из расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Они руководствуются постановлением Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8, в котором верховные судьи рассмотрели, в частности, некоторые вопросы, связанные с заключением договоров аренды. Из пункта 38 этого документа следует, что жилое помещение можно использовать только для проживания. Иначе сделка по его аренде, например в качестве офиса, является ничтожной, а расходы по ничтожным сделкам налоговые работники экономически обоснованными не признают. Чиновники утверждают, что, раз сделка противоречит законодательству, арендные платежи налогооблагаемую прибыль не уменьшают (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/4/71).

Арбитражная практика позволяет сделать вывод о том, что после высказанной верховными судьями позиции пытаться опровергнуть ничтожность сделки по аренде жилого помещения под офис в арбитражном суде бессмысленно. Как заявляют арбитры, «любые сделки, направленные на использование жилого помещения в целях иных, чем проживание граждан, не порождают правовых последствий» (например, постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2002 г. по делу № КГ-А40/2777-02). А значит, согласно статье 167 Гражданского кодекса, незаконно занимаемые под контору помещения подлежат возврату собственнику.

Обратите внимание: если арендодателем выступает гражданин, его могут привлечь к административной ответственности. Размер штрафа за использование жилого помещения не по назначению (то есть не для проживания) – до 1500 рублей (ст. 7.21 КоАП РФ). Однако санкции предусмотрены только для физических лиц. Если арендодателем выступает другая фирма, ей придется вернуть всю полученную арендную плату (ст. 167 ГК РФ) и, следовательно, пересчитать налоги. Но если суд решит, что были нарушены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилого помещения, штраф для фирмы-арендодателя может составить 10 000–20 000 рублей (ст. 6.4 КоАП РФ).

Квартиру компания может как взять в аренду, так и купить. Однако это не меняет сути дела: чтобы разместить на этой площади офис, ее надо перевести в нежилой фонд.

Играем по правилам

Перевод квартиры в нежилой фонд производится в соответствии с Жилищным кодексом, который вступил в силу с 1 марта 2005 года. В статье 22 этого документа сформулирован ряд ограничений, когда жилое помещение не может быть переведено в нежилое. А именно:

  • если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ;
  • если переводимое помещение используется в качестве места постоянного проживания;
  • если право собственности на помещение обременено правами третьих лиц.

Кроме того, перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случае, если такая квартира расположена на первом этаже дома либо выше первого этажа, но при условии, что расположенные под такой квартирой помещения не являются жилыми.

Помимо указанных в законе местные власти могут устанавливать и другие ограничения. Так, в Москве перевод помещения не разрешат, если дом, в котором расположена квартира, числится в планах капитального ремонта и реконструкции, признан аварийным или подлежит сносу. Межведомственная комиссия аргументирует свой отказ в данном случае ссылкой на пункт 1.9 приложения 1 к распоряжению мэра Москвы от 11 ноября 1994 г. № 560-РМ. Чиновники утверждают, что в данном случае установленный порядок перевода квартир в нежилой фонд не применяется.

Для перевода помещения в разряд нежилого собственник должен представить в органы местного самоуправления заявление. К нему прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на квартиру (с указанием, что помещение не обременено правами других граждан), документы о техническом состоянии помещения с планом, а также поэтажный план дома и проект перепланировки квартиры (если таковая предполагается) (ст. 23 ЖК РФ).

Решение о переводе помещения в нежилой фонд или об отказе в таком переводе должно быть принято в течение 45 дней после подачи документов. Исчерпывающий перечень оснований для отказа приведен в статье 24 Жилищного кодекса. К таковым относятся: непредставление документов, несоблюдение условий перевода, несоответствие проекта перепланировки требованиям законодательства. Форма уведомления о переводе или об отказе в переводе помещения утверждена постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 502.

Однако этим дело не ограничивается. Разрешение на использование жилого помещения как нежилого должна дать еще и межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда. Туда надо представить следующие документы: заявление с указанием причины перевода помещения, техпаспорт помещения, поэтажный план дома, экспликацию, выписку из домовой книги о том, что в квартире никто не проживает, справку ДЕЗа о назначении квартир, расположенных на одном этаже с переводимой, заключения Роспотребнадзора, Госпожнадзора, техзаключение организации, обеспечивающей содержание дома, учредительные документы фирмы и свидетельство о собственности на переводимую квартиру.

Следующий шаг – комиссия по приватизации и управлению жилищным фондом. Она определяет стоимость перевода квартиры в нежилой фонд. Сюда нужно представить копию выписки из протокола заседания межведомственной комиссии, справку БТИ с расчетом разницы в стоимости квартиры при ее использовании в жилом и нежилом фонде, копии учредительных документов фирмы, свидетельство о праве собственности на квартиру.

Ну и наконец право на уже нежилое помещение надо зарегистрировать в Регистрационной палате. Для этого необходимо представить заявление, квитанцию об уплате госпошлины, документы БТИ, учредительные документы собственника, все полученные вами в вышеуказанных инстанциях разрешения.

Напоследок отметим, что, несмотря на признание квартиры нежилым помещением, на нее будут распространяться все ограничения, установленные для обычных квартир. Например, в Москве в жилых домах нельзя начинать работы, сопряженные с шумом, ранее 9.00 утра и заканчивать их позднее 19.00 (п. 2.7 приложения 4 к постановлению правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. № 73-ПП).

внимание

Анна Кельцева, юрист компании «Гарант»:

«В отдельных случаях Жилищный кодекс допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (п. 2 ст. 17 ЖК РФ). Так, адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилое помещение, которое принадлежит ему или членам его семьи на праве собственности или занимается по договору найма (п. 6, 7 ст. 21 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ)».

Комментарии

2
  • SSerjio

    Хотелось бы отметить, уважаемая коллега, что представленная вами суд. практика, устарела и не актуальна. В частности, п. 38 Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 отменен Постановлением Пленума ВС от 23.06.2015 № 25.

  • Над. К
    SSerjio, видите ли, статья от 2006 года ))

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

Интересные материалы

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.