ГК РФ

Вне штата – вне проблем

В последнее время в российских компаниях очень распространена практика привлечения для выполнения различного рода работ так называемого «внештатного персонала».

Е.Н. Рыжкова, юрист санкт-петербургской практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В последнее время в российских компаниях очень распространена практика привлечения для выполнения различного рода работ так называемого «внештатного персонала».

Многие организации для оптимизации бизнес-процессов предпочитают не нанимать штатных работников, а привлекают сторонних специалистов — физических лиц, компании-подрядчиков либо заключают договоры с кадровыми агентствами о предоставлении персонала. В свою очередь, подрядчики и кадровые агентства нанимают для выполнения работ граждан. Например, практически повсеместно заботу о чистоте офисных и производст­венных помещений или охрану объектов передают специализированным организациям.

Иногда привлечение внештатного персонала может ограничиваться направлением уборщицы из клининговой фирмы, нескольких охранников из охранного агентства или мастера по монтажу и наладке оборудования из организации, у которой это оборудование приобретено. Но иногда, в крупных компаниях, особенно в дочерних компаниях иностранных холдингов, «за штат» может быть выведена работа целого подразделения, и персонал «арендуется» на срок от 1 дня до нескольких лет.

Для компании выгоды привлечения внештатного персонала бесспорны. Как правило, «арендованные» работники состоят в штате организации-подрядчика или кадрового агентства, а компания, которая привлекает таких работников по договору, может в любой момент потребовать заменить одного «арендованного» сотрудника на другого либо вообще отказаться от услуг персонала. Это также дает компании возможность избежать хлопот, связанных с приемом на работу и увольнением сотрудников, с необходимостью внесения изменений в штатное расписание, а также снимает необходимость начислять и выплачивать зарплату, отпускные и т.п. Однако в этой «бочке меда» существует и своя «ложка дегтя», поскольку привлечение внештатных работников потенциально создает правовые риски признания их фактически состоящими в штате компании.

Риски «внештата»…

Как известно, в соответствии с действующим российским законодательством, трудовые отношения между работником и работодателем возникают в силу «фактического допуска работника к работе» (ст. 16 Трудового кодекса).

Это означает, что если работник приступил к работе с ведома или по поручению «работодателя» или его представителя, то трудовой договор с ним, хоть и не оформленный надлежащим образом, считается заключенным с момента начала работы. Труд «внештатника», так же как и труд штатного сотрудника, предполагает личное выполнение работником обязанностей по определенной специальности или должности, и на практике внештатным специалистам как правило приходится соблюдать правила внутреннего распорядка организации, иных локальных актов организации.

Это в первую очередь касается работников, с которыми заключаются гражданско-правовые договоры подряда или оказания услуг. Однако даже если внештатные работники состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами, они, тем не менее, выполняют работы по месту нахождения компании-заказчика, непосредственно подчиняясь указаниям ее штатных сотрудников.

Таким образом получается, что у «внештатника», на первый взгляд, есть все основания требовать от компании-заказчика оформления трудового договора и, соответственно, предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсации, в том числе по выплате социальных пособий, предоставлению оплачиваемых отпусков и др.

…снизить возможно

Конечно, в каждом конкретном случае при возникновении спора с внештатным работником по вопросу его признания полноправным работником компании комиссией по трудовым спорам или судом рассматриваются и учитываются все обстоятельства работы конкретного человека. Поэтому требуется детальный анализ ситуации в отношении каждого работника.

Основные правила, которые позволят значительно снизить риски компании, связанные с возникновением ситуации, которая может грозить потенциальными трудовыми спорами, заключаются в том, что, во-первых, необходимо избегать заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами. Исключения составляют только лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. А во-вторых, следует избегать заключения договоров о предоставлении персонала (или договоров аренды персонала), поскольку такие договоры предполагают прямое указание на то, что предметом договора является предоставление внештатных работников.

В случае необходимости привлечения внештатного персонала наименее «рискованным» будет заключение договора на проведение работ или оказание услуг с компанией-подрядчиком или кадровым агентством, которое направит своих штатных работников для выполнения задания.

Можно предложить некоторые общие практические рекомендации, использование которых позволит снизить риски признания отношений между предоставляемыми работниками и компанией-заказчиком трудовыми в случае возникновения спора в большинстве подобных случаев.

1) Необходимо контролировать, чтобы все внештатные работники состояли в трудовых отношениях с предоставившими их компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами.

2) Предпочтительно, чтобы предоставление внештатных работников, работающих над одним проектом или заданием в одном подразделении, осуществлялось только одной компанией-подрядчиком или кадровым агентством по договору о проведении соответствующих работ или оказании услуг.

3) Задания (являющиеся одновременно предметом договора с компанией-подрядчиком или кадровым агентством), выполняемые внештатными работниками, необходимо сформулировать таким образом, чтобы они:

 —  были направлены на достижение определенного материального результата (например, разработка конкретной программы, ремонт или пуско-наладка оборудования);

 —  осуществлялись в течение определенного (ограниченного) периода времени;

 —  вознаграждение компании-подрядчика или кадрового агентства за выполняемые внештатными работниками работы или оказываемые услуги было оговорено заранее и зависело от достигнутого результата, объема выполненной работы или затраченного работниками времени (почасовая ставка).

4) Необходимо избегать ситуации, когда внештатные работники осуществляют схожие функции (один вид работ) и работают «бок о бок» со штатными работниками компании-заказчика. Например, крайне рискованной будет ситуация, когда один бухгалтер, занимающийся подготовкой квартальных отчетов, состоит в штате, а рядом с ним ежедневно те же функции выполняет бухгалтер, «арендованный» у кадрового агентства. Скорее всего, суд, при возникновении спора, признает привлеченного из агентства бухгалтера фактически состоящим в штате компании-заказчика.

5) Необходимо учитывать, что в отношении внештатных работников не должны издаваться какие-либо приказы от имени компании-заказчика. Например, касающиеся подчинения внештатников работникам компании-заказчика или направления первых в командировки и т.п. Для того чтобы у представителя компании-заказчика имелось основание для осуществления текущего руководства внештатными работниками, можно рекомендовать в договорах с компаниями-подрядчиками или агентствами, предоставляющими персонал, включать условие о представителе заказчика, уполномоченном контролировать «ход и качество работ/оказания услуг».

6) Также существенным является соблюдение принципа, согласно которому на внештатных работников не должны (прямо или косвенно) распространяться требования локальных нормативных актовкомпании, таких, как правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда. Например, подтверждение прохождения инструктажа по охране труда внештатными работниками не должно фиксироваться в тех же документах (журналах), где фиксируется прохождение инструктажа работниками компании и др. Поскольку работодателем внештатных работников является предоставившая их компания-подрядчик или кадровое агентство, то на них и лежит обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.

7) Выполненные работы или оказанные услуги должны приниматься по акту приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). При этом в актах рекомендуется достаточно подробно описывать суть выполненных компанией-подрядчиком работ или оказанных услуг.

8) Рекомендуется также контролировать, чтобы подрядчики или кадровые агентства при оформлении трудовых отношений с внештатными работниками не делали ссылки на локальные нормативные акты компании-заказчика и иным способом не связывали трудоустройство внештатного работника с выполнением компанией-подрядчиком работы для компании. Единственным исключением в данном случае может быть ссылка в срочном трудовом договоре между компанией-подрядчиком или кадровым агентством и внештатным работником на необходимость выполнения работ по договору с компанией-заказчиком как на основание заключения срочного договора.

Подчеркнем также, что, как отмечалось выше, не рекомендуется заключать договоры на выполнение работ или оказание услуг с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также договоры о предоставлении персонала.

Заключаем договор на внештатный персонал

В зависимости от вида работ, выполняемых компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами в интересах компании-заказчика, в случае принятия решения о привлечении внештатного персонала рекомендуется заключать гражданско-правовые договоры (например, договоры подряда, поручения или возмездного оказания услуг), включая в них следующие условия.

Договор подряда

1) Предмет договора предпочтительно сформулировать таким образом, чтобы он предусматривал создание определенного материального результата (например, разработку и внедрение компьютерной программы, заполнение базы данных по определенной тематике, ремонт прибора, сортировку партии товара и др.).

2) Договор должен предусматривать, что по результатам работы составляется двусторонний акт, фиксирующий достигнутый результат исходя из установленной договором формы учета (приемка-передача выполненных работ, отсортированное количество товара и т.п.).

3) Расчеты по договору должны производиться на основании результатов, отраженных в двустороннем акте.

Договор возмездного оказания услуг  

1) Предмет договора возмездного оказания услуг должен отражать процесс осуществления какой-либо деятельности (например, услуги по ежедневной уборке территории, предоставление услуг по управлению автомобилями компании, консультационные услуги).

2) Оплата услуг должна производиться на основании подписываемого сторонами ежемесячного (ежеквартального) акта приемки оказанных услуги зависеть от затраченного времени на оказание услуги.

3) В договоре также можно указать представителя компании-заказчика, уполномоченного контролировать «ход и качество оказания услуг».

Договор поручения 

1) Предмет договора должен заключаться в поручении исполнителю выступать от имени компании-заказчика перед третьими лицами и совершать определенные договором действия. Например, это может быть «получение в органах пожарного надзора заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности здания цеха…, расположенного …». Внештатному работнику в таком случае выдается доверенность для совершения действий, установленных договором поручения с компанией-исполнителем.

2) Результат работ должен фиксироваться в двустороннем акте, который составляется на основании отчета компании-исполнителя.

3) Оплата должна производиться по результатам выполнения поручения в зависимости от установленной договором формы учета (например, в зависимости от времени, потраченного внештатным работником на выполнение поручения, либо в размере фиксированной суммы вознаграждения за достижение результата).

В заключение хотелось бы оговорить, что если в компании складывается ситуация, при которой не может применяться большинство из упомянутых выше «правил» привлечения внештатного персонала, рекомендуется в целях минимизации рисков возникновения трудового спора рассмотреть возможность ввода штатных должностей для выполнения соответствующих работ.

Начать дискуссию

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Интересные материалы

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми