И. МИХАЙЛОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"
Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия" N 6, 2006 г.
ВАС РФ признал, что заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой руководителя организации должен подписывать новый руководитель, а не прежний, на чем настаивало налоговое ведомство.
История эта началась еще в 2004 г. Тогда ФНС России выпустила письмо от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, согласно которому при смене руководителя организации заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Государственный реестр) должно быть подписано прежним руководителем.
Позиция налоговых органов
Если прежний руководитель по каким-либо причинам отказывался подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, налоговые органы изменения в него не вносили. Получалось, что "на бумаге" руководителем организации считалось физическое лицо, сведения о котором уже содержались в Государственном реестре.
Цель у налоговых органов при составлении письма была весьма благородная - пресечь возможность "захвата" организаций путем фиктивной смены их руководителей. Однако, как это нередко случается, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ведь прежний руководитель зачастую отказывался подписывать заявление из желания досадить организации, с которой он недавно распрощался. При этом никаких рычагов воздействия на прежнего руководителя организация не имела и заставить его подписать заявление не могла.
Чиновники ФНС России предложили свой способ решения проблемы.
Заинтересованные лица (участники, члены совета директоров, акционеры, учредители, члены коллегиального органа некоммерческой организации) сообщают в налоговый орган о невозможности представления заявления, подписанного прежним руководителем. Налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении прежнего руководителя.
По данной статье наказанию подвергаются должностные лица (в том числе и руководители организации), которые не представили или представили с опозданием сведения об организации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случае, когда представление этих сведений предусмотрено законом.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган устанавливает лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности (т.е. решает вопрос о том, кто в данный момент является руководителем организации). Статьей 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим государственным или муниципальным органом или должностным лицом в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении.
После того как полномочия нового руководителя организации подтверждены документально в рамках производства по делу об административном правонарушении, он представляет заявление в налоговый орган о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное им самим. На основании этого заявления изменения вносятся в Государственный реестр.
Арбитражная практика
Не желая идти на поводу у налоговых органов, некоторые организации отстаивали в суде право нового руководителя подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, поскольку такое положение вещей не могло устраивать организации. Они спорили с налоговыми органами и, надо сказать, вполне удачно.
Арбитражные суды были на редкость единодушны и признавали незаконным отказ налогового органа вносить изменения в Государственный реестр в связи с тем, что соответствующее заявление подписано не бывшим руководителем, а новым (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2006 N А43-9021/2005-9-301, Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2, Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-826/2006(20193-А70-15), Московского округа от 20.02.2006 (15.02.2006) N КГ-А40/13924-05, Поволжского округа от 17.11.2005 N А12-13282/05-С44, Уральского округа от 15.03.2006 N Ф09-1949/06-С4).
Решение Высшего Арбитражного суда РФ
Не остался в стороне от этой проблемы и Высший Арбитражный Суд РФ, который Постановлением от 14.02.2006 N 14310/05 поставил точку в данном споре, указав, что при смене руководителя организации заявление о внесении соответствующих изменений в Государственный реестр вправе подписывать вновь избранный руководитель.
Суть дела такова.
На основании решения общего собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) произошла смена генерального директора.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Государственный реестр соответствующих изменений. При этом заявление было подписано вновь избранным генеральным директором.
Налоговая инспекция отказала во внесении соответствующих изменений на том основании, что ООО не представило заявление о внесении изменений, подписанное прежним генеральным директором, что влечет отказ в государственной регистрации.
Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело, встал на сторону ООО, указав следующее.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа Общества и досрочном прекращении его полномочий согласно п.3 ст.91 ГК РФ и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО.
Названный Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества с фактом внесения в Государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения полномочий генерального директора данное лицо не вправе без доверенности действовать от имени ООО, в том числе подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр.
Следовательно, представление в налоговую инспекцию заявления о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное новым генеральным директором ООО, не является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05.
Вывод ВАС РФ относительно смены генерального директора ООО вполне может быть распространен и на случаи смены руководителей организаций других организационно-правовых форм, поскольку гражданское законодательство не предусматривает зависимость между внесением сведений в Государственный реестр и возникновением полномочий у руководителя организации.
Таким образом, на сегодняшний день при отказе налогового органа внести изменения в Государственный реестр на основании заявления, подписанного новым руководителем, организация, ссылаясь на решения ВАС РФ, может смело обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенного права. А может, случится чудо - и позиция налоговых органов в связи с новыми решениями ВАС РФ изменится. Будем надеяться.
Начать дискуссию