Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2001 года, освобождаются от обязанности по уплате НДС.

Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субЪектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субЪекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого Закона.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2001 года, освобождаются от обязанности по уплате НДС.


Иск заявлен предпринимателем Хисамутдиновой Эльмирой Рафаиловной о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ, выразившихся в отказе в признании права на льготу по уплате НДС.

Решением Арбитражного суда иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.

Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебный акт и в иске отказать по доводам, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим обстоятельствам.

Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субЪектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субЪекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого Закона.

Как индивидуальный предприниматель истица зарегистрирована 30 мая 2000 года (л. д. 5).

На момент регистрации не взимался НДС. Данный налог был введен только с 1 января 2001 года.

Введенная в 2001 году обязанность по уплате налога создает менее благоприятные условия для предпринимателя, как субЪекта малого предпринимательства, зарегистрированного до введения в действие НДС, т.к. увеличивает ее налоговое бремя.

Таким образом, в течение четырех лет деятельности с момента государственной регистрации предприниматель не должна уплачивать НДС, поскольку на нее распространяется норма, предусмотренная ст. 9 названного Закона.

То, что эта норма является действующей, подтверждается Определением Конституционного суда, в котором также указано, что изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, в данном Законе указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенную систему учета отчетности.

У налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отсутствует реальная возможность учесть НДС.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС, на них, кроме уплаты налога, налагается еще и обязанность по ведению учета этого обЪекта налогообложения, представления в налоговый орган соответствующих деклараций, сведений по исчислению и уплате НДС, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.

Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ допускается установление специальных налоговых режимов, то есть особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. В соответствии с этой статьей к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субЪектов малого предпринимательства. Указанная позиция подтверждается также тем, что установленные Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ платежи (стоимость патента) не являются налогами, что подтверждается ст. ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, вывод суда является обоснованным.

Начать дискуссию