НК РФ

ФНС заварила кашу с судьями: достанется ли фирмам?

Все больше компаний предпочитают решать споры с налоговиками в суде. К тому, что чаши весов Фемиды склоняются то на одну, то на другую сторону, уже давно все привыкли. Но недавно ФНС нашла способ сделать небольшой перевес в свою пользу. Судей, которые чаще становятся на сторону фирм, инспекторы призвали к ответу.

Все больше компаний предпочитают решать споры с налоговиками в суде. К тому, что чаши весов Фемиды склоняются то на одну, то на другую сторону, уже давно все привыкли. Но недавно ФНС нашла способ сделать небольшой перевес в свою пользу. Судей, которые чаще становятся на сторону фирм, инспекторы призвали к ответу.

Не судите сами, и не судимы будете

Последним из отправленных в добровольно-принудительную отставку стал судья Федерального арбитражного суда Московского округа Анатолий Кирдеев. Федеральная налоговая служба обвинила его в «пристрастности к налоговым органам и их представителям» и процессуальных нарушениях. Проверка, проведенная по жалобе ФНС, подтвердила только некоторые претензии инспекторов. В ходе разбирательства, которое шло полгода, подтверждений пристрастности не нашлось. Несмотря на это, Высшая квалификационная коллегия судей 22 ноября, рассмотрев представление председателя ФАС МО Людмилы Майковой о привлечении судьи к дисциплинарному взысканию, вынесла Кирдееву предупреждение за нарушение единообразия судебной практики. После чего он не преминул написать заявление «по собственному желанию».

Можно сделать вывод: давление налоговиков на судей растет, если учесть, что этот

случай не единичный. В октябре ФНС заинтересовалась заместителем председателя Тюменского областного арбитражного суда Виктором Шанауриным. Инспекторы даже обратились в ВККС с просьбой лишить его судейских полномочий. Однако претензии налоговиков не подтвердились. Летом коллегия судей под нажимом ФНС предложила «уволиться по собственному желанию» судье Московского арбитражного суда Ольге Даугул. Перед этим она сократила налоговые претензии к одной из компаний с 4 млрд до 40 млн рублей. Это решение оспорила ФНС, и Арбитражный суд Московского округа вернул дело на новое рассмотрение. Сначала Ольгу Даугул отстранили от ведения дел по налоговым спорам, затем она написала заявление об увольнении. В прошлом году вынудили подать в отставку судью Владислава Добровольского. Как оказалось, он приобрел квартиру в центре Москвы за 800 тысяч долларов. Объяснить свои расходы судья не смог, в результате был уволен «по собственному желанию». Вообще начиная с апреля 2005 года ФАС МО покинули уже 15 судей из 150.

Резюмируя, можно отметить, что судьи становятся осторожнее в налоговых спорах, а некоторые просто боятся выносить решение в пользу фирм. ФНС пытается воздействовать на судебную систему, активно используя административный ресурс. Конечно, нельзя исключать, что некоторые судьи действительно предвзято относятся к налоговым органам или заинтересованы в положительном исходе дел с участием крупных компаний. Но с арбитражной практикой не поспоришь. Суды теперь опасаются выносить решения даже в пользу добросовестных компаний.

Действительно, по данным ФНС, инспекторы стали чаще выигрывать дела в судах. Это видно из анализа результатов рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за 2000-2006 годы. Его опубликовала 20 ноября на своем сайте налоговая служба.

Советы практика

Специально для «Московского бухгалтера» заслуженный экономист России Анатолий Бейвель:

— Стремление налоговых органов поставить под контроль арбитражные суды, превратив их, по существу, в свой придаток, общеизвестно, так же, как и их «успехи» в этом за последние 2-3 года. Но из этого не следует, что налогоплательщики должны отказаться от защиты своих нарушенных прав в арбитражных судах. Это негативная тенденция не является пока еще необратимой. «Пик» ее был связан с делом ЮКОСа, носившим очевидно политический характер. В какую сторону качнется маятник к 2008 году, достоверно никто не знает. Что касается ФАС МО, то общеизвестны острые противоречия внутри него. При этом позиция Людмилы Майковой не непоколебима — это подтверждается определением Конституционного Суда от 12 июля 2006 г. № 267-О и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. № 53, которые «опрокинули» методические рекомендации, утвержденные постановлением Президиума ФАС МО от 22 февраля 2006 г. № 4.

В сложившейся ситуации налогоплательщики должны более тщательно, подробно и всесторонне излагать свои доводы в заявлениях в арбитражный суд, не надеясь, что суд сам, основываясь на материалах дела, напишет «безотбойное» решение в пользу организации. Заявление в суд о признании недействительным решения налогового органа должно фактически быть текстом мотивировочной части решения арбитражного суда, на которое рассчитывает компания.

Кроме того, налогоплательщик обязан на всех стадиях налоговой проверки отслеживать и документально фиксировать все, включая самые незначительные процессуальные нарушения инспекторов, с тем, чтобы в арбитражном разбирательстве использовать тактику защиты, применяемую в уголовном процессе. То есть оспаривать наличие доказательств, их допустимость. Следует ссылаться на постановления КС от 20 апреля 1999 г. № 7-П и от 28 ноября 1996 г. № 19-П, статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статью 14 Международного факта о гражданских и политических правах, на часть 3 статьи 123 Конституции. Согласно этим документам, недопустимо возлагать на судебную власть какие бы то ни было функции, несовместимые с ее исключительными полномочиями по осуществлению правосудия. Нельзя обязать суд в той или иной форме подменять деятельность налоговых органов по осуществлению функции обвинения в налоговых правонарушениях. Это в сложившихся обстоятельствах является достаточно эффективной тактикой в арбитражном процессе.

Выгодные расчеты инспекторов

Согласно статистике инспекторов, в первом полугодии 2006 года судьи удовлетворили иски инспекторов к налогоплательщикам в 94 случаях из 100. ФНС отмечает, что существенно увеличилось число признания законными и обоснованными решений налоговиков по суммам доначисленных налогов, пеней и штрафов, оспариваемых фирмами. Суммы удовлетворенных требований по заявлениям организаций к налоговикам снизились за последние шесть лет в 3,7 раза — с 64 до 17 процентов. Соответственно возрос размер требований, рассмотренных судами в пользу ФНС. Если в 2000 году эта сумма составляла лишь 34 млрд рублей, то в первом полугодии этого года — уже 561 млрд рублей (увеличилась в 16,5 раза). При этом количество рассмотренных исков, предъявленных фирмами к ИФНС, за пять лет возросло почти в 4 раза. Если в 2000 году их число составило 11 163, то в 2005 году — уже 39 471. Ежегодный прирост равен примерно 10 тысячам исков.

ФНС объясняет причины этого четырехгодичной историей. В 2002 году увеличился процент удовлетворенных требований налогоплательщиков по отношению к предъявленным суммам. Именно в этот период «в практику недобросовестных налогоплательщиков входит широкое использование схем уклонения от налогообложения, основанных на принципе отсутствия ответственности за действия третьих лиц», отмечает ФНС. Чтобы изменить негативную судебную практику, МНС 12 февраля 2003 года направило в инспекции информационное письмо «О судебной практике по арбитражным делам, связанным с возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость» с приложением судебных актов, принятых в пользу налоговиков на 500 листах. Указанная арбитражная практика описывала попытки использования схем по хищению средств из бюджета. Весной 2003 года МНС направляет в инспекции «для использования в работе таблицу позитивной судебной практики по возмещению НДС». Ее необходимо было учитывать инспекторам вкупе с материалами контрольных мероприятий налоговых органов, указанных в таблице.

Разработав методы выявления схем, неформально подходя к оценке представленных фирмами документов, выясняя полную картину осуществляемых операций», налоговики стали доказывать в суде законность решений, основанных на выводах о недобросовестности фирм, о необоснованно полученной налоговой выгоде. В результате ситуация в 2003-2006 годах резко меняется. В частности, в 2002 году судьи пошли навстречу налогоплательщикам по 84 процентам дел. Из оспоренных компаниями требований в размере более 103 млрд рублей сумма удовлетворенных судом — 88 млрд. В 2003 году суд поддержал претензии организаций к ФНС лишь в 64 процентах случаев. Из более 189 млрд рублей сумма удовлетворенных исков в пользу фирм составила около 122 млрд.

Перевал ФНС через показатели

Переломным годом, по мнению ФНС, стал 2004 год. В этот год 45 процентов судебных решений было вынесено в пользу налогоплательщиков. Из оспариваемых 419 млрд рублей компаниям удалось отстоять около 187 млрд.

В прошлом году налоговые органы закрепили достигнутый результат — только 33 процента дел выиграли фирмы. Из оспариваемых 470 млрд рублей предприятиям вернули лишь 155 млрд. Кроме того, в 2005 году налогоплательщики отказались от исковых требований на общую сумму более 33 млрд рублей.

Наконец, с удовольствием подводит итог ФНС, в первом полугодии этого года положительные решения по искам организаций судьями приняты только в 17 процентах случаев (из 224 млрд удовлетворено 40 млрд руб.). Вообще за первое полугодие 2006 года инспекции предъявили к фирмам 833 056 исков, из которых рассмотрено 467 660 по всем основаниям и удовлетворено из них 441 357. Сумма оспариваемых налоговыми органами требований по рассмотренным заявлениям составила 396 137 245 000 рублей. Отстоять из них ФНС смогла 376 321 702 000 рублей (95%).

ВАС не сговаривался с налоговиками

Любопытно, что одновременно Высший Арбитражный Суд разместил на своем сайте статистику по рассмотрению дел за первое полугодие 2006 года. Почему-то третья ветвь власти ничего не упомянула о потрясающих успехах инспекторов. Судите сами по цифрам, обнародованным ВАС. Так, всего за этот период на рассмотрение в арбитражные суды поступило 553 726 заявлений. Это на 11 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (628 315). ВАС объясняет это вступлением в силу закона от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ. В частности, сократилось число поступивших заявлений по экономическим спорам. Зато более чем в 4 раза выросло количество исков о признании должников банкротами. Если в том году их было 10 855, то в этом уже — 47 411.

Всего возвращено истцам 42 858 заявлений. Из них 5369 (13,2%) — заявления налоговых органов и территориальных отделений Пенсионного фонда о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем за шесть месяцев заметно увеличилось число дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий государственных и местных органов. Если в том году оно составляло 36 316, то в этом достигло 40 008. Среди них основную часть занимают дела об оспаривании ненормативных актов налоговиков — 63,6 процента. Одновременно на 38,1 процента возросло количество дел, связанных как с оспариванием решений о привлечении к административной ответственности, так и с самим привлечением к административной ответственности. Среди дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности треть (4338 или 32,2%) составляют дела об оспаривании решений налоговых органов. Интересно, что в 52 процентах случаев требования налогоплательщиков были удовлетворены (за последние полгода — 71,9%).

Чаще всего инспекторы пытались привлечь к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (41,4%) и за нарушение требований по производству и продаже алкоголя (23,3%). По 8467 делам фирмы и предприниматели заплатили штрафы в казну (57,7 млн руб.). Зато почти не стало дел о ликвидации организаций. За последнюю пару лет их число сократилось в 30 раз. Если в январе-июне 2004 года таких дел было 33 661, то за аналогичный период этого года — всего 1106.

За первые полгода при поступлении заявлений госпошлина была уплачена по 28,2 процента дел (905 млн руб.). По 64,2 процента рассмотренных дел заявителями выступали госорганы, освобожденные от уплаты госпошлины. Кроме того, налоговым инспекциям выдано 354 970 исполнительных листов на взыскание госпошлины на сумму 694 млн рублей. В связи с такой ситуацией, когда две трети средств от госпошлины в бюджет не поступают, ВАС решил пересмотреть свою позицию в отношении того, должна ли ФНС оплачивать судебные издержки. Сегодня налоговики зачастую отказываются платить госпошлину даже в случае обжалования уже проигранных дел. Ранее депутаты Госдумы также предлагали внести поправки в законодательство, по которым налоговики стали бы оплачивать судебные издержки при обжаловании не устраивающих их решений. Но инициатива была отклонена.

Журнал «Московский бухгалтер» № 23 декабрь 2006

Мнение:

Юрист Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры» Елена Гурбатова:

— Действительно, налоговые органы в последнее время держат под особым контролем не только судей, но и юристов, представляющих интересы налогоплательщиков, в связи с налоговыми спорами. Есть также и сложившаяся процессуальная практика, которая свидетельствует о том, что налогоплательщики ущемлены в своих правах, так как вынуждены занимать в процессе активную роль, доказывая свою невиновность. Напомним, что в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания в процессах, связанных с рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, возложена на данные органы и должностные лица.

Однако тенденции арбитражной практики, о которых сообщает ФНС, не стоит воспринимать буквально. Статистика налоговых органов строится в большинстве своем на достаточно формальных и многочисленных спорах о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщиков, инициированных самими налоговыми органами. При этом случаи увольнения федеральных судей никак не должны помешать добросовестным налогоплательщикам реализовать свое право на судебную защиту. Практика арбитражных судов за 2006 год этого не исключает.

 

Примечание:

2/3 поступлений в бюджет стабильно обеспечивают налоговики

60% всех администрируемых доходов —поступления от 3 тысяч крупнейших налогоплательщиков. За счет создания отделов работы с налогоплательщиками и подразделений налогового аудита инспекторы повысили уровень сервиса в ИФНС.

3 платежных документа нужно заполнять по каждому КБК, что усложняет для бухгалтера исполнение налогового законодательства. Глава ФНС отметил необходимость внесения изменений в закон о регистрации юридических лиц, а также предложил отказаться от излишней детализации в бюджетном законодательстве.

ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА, ОСТАЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ

В Федеральной налоговой службе 22 ноября прошла расширенная коллегия, посвященная подведению итогов работы и уточнению основных задач ФНС.

На ней глава ведомства Анатолий Сердюков отметил, что сегодня в результате налоговой реформы удалось повысить прозрачность налоговой системы и уменьшить количество налогов и сборов с 50 до 17.

5 000 000 000 000 руб.

поступило в казну за девять месяцев этого года благодаря ФНС. Это на 1 триллион (26%) больше, чем за такой же период прошлого года. Сердюков сообщил, что в этом году наметилась тенденция снижения темпов поступления НДС.

Изменения в законодательстве (переход на уплату налога по методу начисления) вызвал значительный рост налоговых вычетов, однако решение о предоставлении налоговым органам инструментов по эффективному администрированию НДС до сих пор не принято. По словам руководителя УФНС по Москве Надежды Синиковой, столичные инспекторы стремятся быть в авангарде налогового администрирования. Их работа обеспечила поступление за 9 месяцев 2006 года в консолидированный бюджет 25 млрд рублей. По ее словам, высокие темпы роста налоговых поступлений обеспечены за счет высокого качества проверок и активной работы по урегулированию задолженности.

Начать дискуссию