Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:
- при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
- деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
- деятельность организации запрещена законом;
- деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
- деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.
Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона .
Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.
Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:
- пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО - 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
- аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
- в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
- если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).
Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:
«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.
Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.
Обратите внимание!
При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:
- «деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- биржевая деятельность;
- деятельность в области таможенного дела;
- нотариальная деятельность;
- страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
- приобретение оружия и патронов к нему;
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- использование орбитально - частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
- образовательная деятельность».
Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.
В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.
Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:
- со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
- с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
- со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица .
Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.
Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:
«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».
Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.
Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.
В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.
При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.
Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 - новыми пунктами.
В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:
«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.
Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.
Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.
Начать дискуссию