Е.А. Саркисянц,
заместитель начальника Управления
оплаты,
нормирования и производительности труда Минтруда России
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №8 /
2002
Принципиальными моментами Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ являются:
- введение раздельных понятий таких терминов, как «оплата труда» и «заработная плата»;
- положение о том, что минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума;
- введение основных государственных гарантий по оплате труда работников;
- установление ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы;
- возможность выплаты части заработной платы в неденежной форме;
- уточнение порядка работы по совместительству;
- включение статей о нормировании труда.
О терминах и определениях
Введение Трудовым кодексом РФ понятий «оплата труда» и «заработная плата» прекратило бесконечные споры по этому вопросу. Исходя из норм статьи 129 вышеназванного Кодекса «оплата труда» более широкое понятие, поскольку определено «как система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами»; тогда как «заработная плата» представляет собой «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера».
Таким образом, понятие «оплата труда» кроме заработной платы включает в себя еще и порядок приема и увольнения работника, режим рабочего времени, нормы труда, порядок, место и сроки выплаты заработной платы и т.д.
Организация оплаты труда осуществляется принятием как соответствующих законов и иных нормативных правовых актов на уровне государственного регулирования, так и локальных нормативных актов на уровне юридических лиц, через систему коллективных договоров и соглашений.
О размере заработной платы
Размер заработной платы оговаривается при заключении индивидуального трудового договора и зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества труда и условий, в которых выполняется работа. Кроме этого, в размер заработной платы включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Одной из основных государственных гарантий в оплате труда является величина ее минимального размера. Статьей 133 Трудового кодекса РФ закреплено, что минимальный размер оплаты труда, устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок расчета прожиточного минимума определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. на 27.05.2000). Между тем, существование статьи 133 Трудового кодекса РФ не означает, что с 1 февраля 2002 года минимальный размер оплаты труда должен быть утвержден на уровне прожиточного минимума. Для введения такой нормы статьей 421 Кодекса предусмотрены специальный порядок и сроки — отдельным федеральным законом по этому вопросу
С 1 мая 2002 г. Федеральным законом от 29.04.2002 № 42-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в размере 450 рублей в месяц. Ниже этого уровня не может оплачиваться труд работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности). При работе на условиях неполного рабочего времени Трудовой кодекс РФ не гарантирует, что месячная заработная плата работника не будет ниже минимального размера — в этом случае исчисление заработной платы будет производиться пропорционально отработанному времени.
Следует обратить внимание, что с повышением минимального размера оплаты труда до 450 рублей порядок определения всех выплат, «привязанных» к минимальному размеру, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (с изм. на 29.12.2001), сохраняется. Если в действующие нормативные правовые акты не внесены изменения, предусматривающие такие выплаты в абсолютных суммах, то размер выплат определяется исходя из 100 рублей. Например, если выплата была установлена в сумме 2-х минимальных размеров оплаты труда, то следовательно ее размер составит 200 рублей.
Статьей 133 Трудового кодекса РФ закреплено положение о том, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку такая норма в КЗоТ РФ отсутствовала, в истории существования Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций были случаи, когда тарифная ставка первого разряда была ниже минимального размера оплаты труда. В этом случае Правительством РФ принимались решения об увеличении ставок на тех разрядах, на которых они оказывались ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 134 Трудового кодекса РФ закреплено положение об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы и определен порядок принятия решений по этому вопросу в организациях с различным правовым статусом. Так, в организациях, финансируемых из бюджетов, решение принимается в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами, а в других организациях — по правилам, установленным коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами этих организаций.
Однако необходимо иметь в виду, что при принятии федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда для всех работников, независимо от формы собственности организации, получающих заработную плату ниже этой суммы, необходимо повысить заработную плату до утвержденного минимального размера оплаты труда.
О системах заработной платы, тарифной сетке и тарифных ставках
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в основном в том же порядке, что и положения об обеспечении уровня реального содержания заработной платы, а именно, для работников организаций, финансируемых из бюджета, — в порядке, предусмотренном соответствующими законами или нормативными правовыми актами; для работников других организаций — в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами этих организаций. Кроме этого, отражается порядок установления систем оплаты труда, заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат для работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности), где этот порядок может регулироваться и законами, и нормативными правовыми актами, и нормативными актами на уровне организации (коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами организации).
В Трудовом кодексе РФ напрямую не отражается, что для оплаты труда работников во внебюджетном секторе экономики необходимо использовать тарифную систему оплаты труда (статья 143 ТК РФ). Вопрос о ее применении организации решают самостоятельно и с соблюдением всей совокупности требований, установленных Кодексом. Так, для тарификации работ по сложности труда во внебюджетном секторе экономики следует использовать тарифно-квалификационные справочники, утвержденные Минтрудом России.
Для определения системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов, в качестве основы используется Единая тарифная сетка по оплате труда работников в организациях бюджетной сферы. Размер заработной платы этих работников складывается:
- из тарифной части (ставки и оклады);
- из оплаты в повышенном размере за особые условия труда (вредные, опасные условия труда и климатические условия);
- из доплаты за условия, отклоняющиеся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.);
- из стимулирующих выплат (премии, доплаты, надбавки и др.).
Действие Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 04.02.1999 № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (с изм. на 25.10.2001), от 25.10.2001 № 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и постановлениями Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 27.02.1995) и от 06.11.2001 № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
О совместительстве
Совместительству посвящена Глава 44 Трудового кодекса РФ. В соответствии со статьей 282 Кодекса под работой по совместительству понимается выполнение работником помимо своей основной работы другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Такая работа может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и в других организациях (внешнее совместительство). Работа на условиях «внутреннего» совместительства допускается только по другой специальности, квалификации или должности (статья 98 ТК РФ).
Согласно статье 284 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателем для лиц, работающих по совместительству, ограничена, так как в соответствии со статьей 98 Кодекса работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю. Поэтому прием на работу на условиях внешнего совместительства на 0,5 ставки и на условиях внутреннего совместительства на 1,5 ставки не будет соответствовать нормам Трудового кодекса РФ и надо ограничить работу на этих условиях до 0,4 и 1,4 ставки, соответственно, для конкретных работников.
Как определено статьей 282 Трудового кодекса РФ заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При найме на работу по совместительству, стороны заключают трудовой договор в письменной форме на срок, который может быть как определенным, так и неопределенным.
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, предусмотренных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Для работы по совместительству установлен ряд особенностей и ограничений:
- в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса РФ особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- если установлена сокращенная продолжительность рабочего времени внутреннее совместительство не разрешается. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами;
- государственным и муниципальным служащим, судьям, некоторым другим категориям работников запрещено работать на условиях внешнего совместительства (исключение составляет педагогическая, научная, литературная или иная творческая работа);
- руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Помимо перечисленных выше гарантий и компенсаций, совместителям в полном объеме предоставляются и другие их виды, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.
Об актах, принятых до введения Трудового кодекса РФ
При затруднении определения, действует ли та или иная норма, применявшаяся до введения Трудового кодекса РФ, в том числе по оплате труда, необходимо руководствоваться следующим правилом: при регулировании той или иной нормы федеральным законом в случае, если до принятия Трудового кодекса РФ эти вопросы регулировались нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ или нормативными правовыми актами Союза ССР, данные акты могут продолжать действие до принятия соответствующих федеральных законов. Также, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие Трудовому кодексу РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Начать дискуссию