Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.
Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке.
Для этого необходимо лишь уведомить о привлечении и использовании таких иностранных работников территориальный орган ФМС РФ и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее - Постановление №681).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №115, пунктом 4 Постановления №681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС РФ) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
Приказом ФМС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников», была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:
- заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;
- проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
- документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
›для российского юридического лица:
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
›для иностранного юридического лица:
- - копия свидетельства о регистрации юридического лица;
- - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
- - копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;
- - копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;
›для индивидуального предпринимателя:
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина - 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован Приказом Минтруда и Социального Развития Российской Федерации от 15 июля 2003 года №175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда Российской Федерации по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».
Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:
- наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
- наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;
- обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
- предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.
Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ФМС Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех вышеуказанных документов.
В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (пункт 8 Постановления №681).
Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение 5 дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.
Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:
- не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;
- не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
- не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;
- не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:
- подачи работодателем соответствующего заявления;
- ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
- выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;
- неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.
Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (статья 22 ТК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся, наряду с гражданами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации.
Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (статья 14 Закона №167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в статье 6 Закона №167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:
«Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора».
Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).
Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2005 года №Ф03-А59/04-2/4452 работодатель - налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплат и вознаграждений), начисленных в пользу иностранных граждан, работающих на территории РФ.
Кроме того, главой 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При этом, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ.
Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в статье 207 НК РФ, в соответствии с которой:
«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения».
Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо от того, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, то есть работодатель должен исчислить, удержать у работника - налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
Начать дискуссию