УК РФ

Социальные амортизаторы и судебная система

Роль рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции принижена из-за чрезмерной загруженности судов, а также связанной с этим мотивацией судей на затягивание трудовых дел «из-за их сложности». По информации Верховного Суда РФ в судах общей юрисдикции в 1997-2001 гг. с рассмотрением трудовых дел сложилась следующая ситуация...

В.Ф. Лазарев,
руководитель Департамента
по урегулированию коллективных трудовых споров
и развитию социального партнерства Минтруда России


Опубликовано в номере: Кадры предприятия №8 / 2002

Проблемы рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции

Роль рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции принижена из-за чрезмерной загруженности судов, а также связанной с этим мотивацией судей на затягивание трудовых дел «из-за их сложности».

По информации Верховного Суда РФ в судах общей юрисдикции в 1997-2001 гг. с рассмотрением трудовых дел сложилась следующая ситуация:

Год

Всего поступило трудовых дел

По сравнению
с предыдущим годом

Удельный вес трудовых дел
от всех гражданских дел

1997

1363651

35,1 %

1998

1452434

на 6,5 % больше
чем в 1997 году

30,5 %

1999

951641

на 34,5 % меньше
чем в 1998 году

19,8 %

2000

565598

на 40,6 % меньше
чем в 1999 году

11,7 %

2001
(полгода)

271470

на 11,7 % меньше
чем за 6 месяцев 2000 года

11 %

Сокращение количества трудовых дел в судах за 1997—2001 гг. коррелируется с общей для страны тенденцией по снижению социальной напряженности в эти годы. Этот процесс наглядно иллюстрируется графиком забастовок, проведенных в 1990—2001 гг:

Но, несмотря на это, в сфере коллективно-договорного регулирования трудовых отношений сохраняются недостатки и серьезные проблемы.

Так, причиной более 95% всех зарегистрированных забастовок является невыплата заработной платы учителям. В принципе, все эти конфликты в соответствии с российским законодательством и по терминологии МОТ являются «конфликтами права», то есть нарушающими индивидуальные права работников, и для их разрешения не могут быть применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изм. на 30.12.2001) и новым Трудовым кодексом РФ. В связи с этим необходимо принятие законопроекта, регламентирующего вопросы коллективной защиты индивидуальных трудовых прав. В действующем законодательстве Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий такой вид забастовок, пока отсутствует.

Совершенствование системы урегулирования трудовых споров, методов ее работы, превращение ее в эффективно работающий социальный амортизатор должны вестись по двум основным направлениям:

  1. Совершенствование действующей досудебной системы урегулирования коллективных трудовых споров (Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, временные трудовые арбитражи). По этому направлению первый шаг был сделан в сентябре 2001 г., когда социальными партнерами г. Москвы было создано учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», которое представляет собой оснащенное современным оборудованием место для работы всех временных трудовых арбитражей г. Москвы.
  2. Специализация действующей судебной системы (в судах общей юрисдикции трудовые дела рассматриваются судьями совместно не с обычными заседателями, а с представителями профсоюзов и работодателей). Это направление не требует дополнительных финансовых средств, но пока встречает сопротивление судебных органов, органов прокуратуры и отдельных профсоюзов. Реализация этой задачи посредством специализации действующей судебной системы через создание специализированных трудовых судов пока что в далекой перспективе.

В большинстве европейских стран сформирована специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов или административных органов. Эти структуры наделены функциями по разрешению трудовых споров, что составляет отличительную черту правового регулирования труда в странах развитой рыночной экономики. Специализированные трудовые суды существуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции и ряде других стран.

Учреждения специализированной трудовой юстиции, функционирующие за рубежом уже многие годы (к примеру, во Франции около 200 лет), полностью оправдывают себя. Они на практике доказали свою значимость и полезность в качестве одного из важнейших институтов социально-правовой инфраструктуры.

Компетенцией трудовых судов должны стать юридические споры — конфликты права. Такие споры требуют особо тщательного соблюдения судебной процедуры, учета многих формально-юридических моментов, постоянного обращения не только к трудовому, но и к гражданскому, уголовному, административному праву. Решения по этим спорам должны быть в полной мере легитимными, а конфликтующие стороны до завершения процедуры рассмотрения спора не должны оказывать давление друг на друга (прибегать к забастовкам, локаутам и т.п.).

Совершенствование действующей судебной системы за счет создания специализированных федеральных трудовых судов

Реализация конституционного права на судебную защиту требует как улучшения деятельности судов, так и совершенствования всей судебной системы.

Действующая судебная система разрешения трудовых споров и гражданско-процессуальное законодательство в настоящее время недостаточно ориентированы на защиту трудовых прав граждан, а правовые нормы трудового законодательства существенно ограничивают право гражданина на судебную защиту, что противоречит статье 46 Конституции РФ.

В сфере трудовых и производных от них отношений появились две негативные тенденции — рост числа нарушений трудовых прав граждан и снижение уровня эффективности их судебной защиты.

За последние годы значительно возросло количество трудовых дел в судах:

  • о незаконных увольнениях и переводах;
  • о взыскании заработной платы;
  • о суммировании основного очередного и дополнительного отпусков;
  • об отказе в приеме на работу;
  • об отказе в праве на получение пособий;
  • о возмещении морального вреда и т.д.

Практика свидетельствует, что в судах общей юрисдикции трудовые дела разрешаются годами. Имеют место частые отмены решений судов по спорам, вытекающим из трудовых, пенсионных и иных правоотношений из-за неправильного применения обширного, сложного и противоречивого законодательства о труде и социальном обеспечении.

Реализация судебной реформы в России осуществляется медленно, что объясняется целым рядом причин, в том числе и недостатком денежных средств.

Одним из факторов, способствующих решению данной проблемы, явилось бы создание специализированных судов, рассматривающих судебные дела, вытекающие из трудовых отношений. Это могло бы кардинально улучшить ситуацию, сложившуюся в России в связи с нарушением трудовых и связанных с ними прав работников.

К числу задач судебной реформы в целом относятся защита и неуклонное соблюдение общих конституционных прав и свобод человека в судопроизводстве. Защите трудовых прав, а следовательно повышению эффективности разрешения трудовых споров и конфликтов, также должно быть уделено особое внимание. Поэтапная реформа судебной системы, решающая эту задачу, могла бы строиться по следующей схеме:

I этап — выделение из состава коллегий по гражданским делам судов общей юрисдикции обособленных подразделений (коллегий, составов), специализирующихся на рассмотрении трудовых споров, и введение их в судах всех инстанций;

II этап — проведение организационных мероприятий законодательного ипрактического характера по учреждению специализированных судов, разрешающих дела по трудовым спорам (по аналогии с арбитражными судами), в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статья 26);

III этап — проведение мероприятий по фактическому созданию специализированных федеральных трудовых судов в структуре Верховного Суда РФ.

Необходимость создания трудовых судов в Российской Федерации обусловлена следующим:

  • значительным количеством судебных дел, вытекающих из трудовых отношений и сегодня рассматриваемых в общем гражданском порядке;
  • качеством их разрешения в судах общей юрисдикции;
  • недостаточной специализацией судей;
  • присутствием на заседании суда народных заседателей, не имеющих необходимых знаний и опыта в области регулирования трудовых правоотношений и разрешения соответствующей категории споров.

Учреждение в России специализированных трудовых судов, на наш взгляд, будет способствовать:

1) созданию реальных гарантий по реализации конституционных прав граждан на судебную защиту в целом и трудовых прав, в частности;

2) обеспечению реального соблюдения требований процессуального законодательства при разрешении трудовых споров в суде;

3) усовершенствованию правового механизма реального и быстрого исполнения судебных решений, особенно по делам о взыскании заработной платы, пособий и других денежных выплат.

Одновременно защитная функция суда по трудовым делам должна включать всю совокупность мер:

  • по мирному урегулированию разногласий между сторонами спора;
  • по быстрому принудительному восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъекта трудового и иного производного от него правонарушения по возмещению в полном объеме имущественного и морального вреда, понесенного работником или работодателем.

К компетенции трудовых судов следует отнести все индивидуальные и коллективные споры по вопросам права, вытекающие из трудовых отношений и отношений по социальному обеспечению, а также при применении законодательства о занятости населения и др.

В таких судах по заявлению работодателей и работников можно будет оспаривать все ненормативные акты, ведомственные разъяснения, соглашения о труде и локальные нормативные акты организаций, касающиеся условий труда и др.

В законодательстве зарубежных стран, где созданы специализированные суды по трудовым делам, в соответствии с рекомендациями МОТ, указано, что суды должны принимать меры к окончанию как индивидуальных, так и коллективных споров мирным путем. Поэтому судебные слушания в трудовых судах начинаются лишь после того, как завершится примирительная процедура. При достижении согласия суды помогают сторонам спора определить условия мирового соглашения. Примирительная процедура должна и по законодательству Российской Федерации носить обязательный характер для сторон спора.

При совершенствовании законодательства целесообразно предусмотреть обязанность членов судов по трудовым делам на всех стадиях рассмотрения спора оказывать действенную помощь сторонам трудового спора в урегулировании его мирным путем.

Для расширения судебной защиты трудовых прав в ходе проведения судебной реформы целесообразно начать с проведения мероприятий по организации в системе действующих судебных органов специализированных судебных составов, которые будут разрешать споры, вытекающие из трудовых отношений. С другой стороны, по опыту зарубежных стран к их компетенции целесообразно отнести разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров права.

Принимая во внимание сказанное, а также существующую традицию, создаваемые суды следует назвать федеральными трудовыми судами. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» необходимо подготовить и принять специальный федеральный конституционный закон «О трудовых судах Российской Федерации». Каждому гражданину в этом случае будет ясно, что такой суд будет разрешать споры, возникающие при применении норм Трудового кодекса РФ и других актов о трудовых правах.

В проекте федерального конституционного закона «О трудовых судах Российской Федерации» целесообразно было бы определить:

  • систему трудовых судов;
  • их компетенцию;
  • особенности процессуальной деятельности судов, включая порядок обжалования их решений;
  • правила формирования судейского корпуса, в том числе требования, предъявляемые к нему;
  • порядок исполнения решений трудовых судов;
  • правовой статус судебных исполнителей.

Также в этом законе следовало бы закрепить:

  1. Принципы деятельности трудовых судов. Главным принципом деятельности трудовых судов является принцип трехстороннего сотрудничества. Трудовой суд должен разрешать трудовые споры в составе профессионального судьи и двух заседателей — одного от работников, рекомендованного профессиональным союзом, и одного от работодателей, рекомендованного объединением работодателей. Преимущество такого состава заключается в том, что члены суда смогут обеспечить квалифицированное разрешение конфликта, поскольку профессиональные судьи таких судов — юристы, хорошо знающие особенности применения трудового права, трудового законодательства и законодательства о занятости, а непрофессиональные судьи (заседатели) — практики, ориентирующиеся в вопросах условий труда и охраны труда, а также экономики в целом.
  2. Организационную структуру судов. Например, определить, что трудовой суд первой инстанции — это районный, муниципальный суд; второй инстанции (кассационный и апелляционный орган) — областной и приравненные к нему суды. Рассмотрение дел в надзорной инстанции надлежит закрепить за Высшим Трудовым Судом РФ, который может включаться в структуру Верховного Суда РФ. Он должен состоять из профессиональных судей (председателя и двух членов суда), хорошо знающих трудовое законодательство, международные договоры и Конвенции (Рекомендации) МОТ.

Процесс в трудовом суде должен быть значительно дешевле и доступнее, чем в обычном гражданском. Процедура разрешения дел по трудовым спорам должна быть менее формальной, а сроки прохождения дела и исполнения решения — более короткими, чем это принято в обычных гражданских судах. Так, дела о восстановлении на работе и о взыскании заработной платы, пособий и других выплат должны разрешаться в течение 1 месяца, а остальные — в пределах не более 3-х месяцев.

Создание трудовых судов в России повлечет за собой внесение существенных изменений в содержание Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Гражданского процессуального кодекса и ряда других федеральных законов.

В соответствии с уже установленным порядком, трудовой суд при рассмотрении трудовых споров не должен развивать закон, а только применять действующие нормативные правовые акты и соглашения о труде. В случаях пробела в правовом регулировании, он вправе использовать аналогию права.

Решения трудового суда, особенно Высшего Трудового Суда РФ, будут иметь большое значение для выработки единообразного применения нормативных правовых актов и постановки вопроса о совершенствовании законодательства. Однако, они не могут быть использованы судами в качестве обязательного правила при разрешении других трудовых дел.

Над этими планами еще предстоит работать специалистам федеральных органов исполнительной власти, судьям и ученым.


Как подписаться >>>

Начать дискуссию

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

Интересные материалы

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.