Если инспекторы не были на предприятии с выездной налоговой проверкой более 3 лет, то иногда они «заодно» проверяют и неохваченный период. В каких случаях они имеют право это делать?
Елена Камалова
От звонка до звонка
Срок давности привлечения к ответственности установлен статьей 113 Налогового кодекса. Инспекторы могут проконтролировать деятельность предприятия за 3 года, предшествующие выездной проверке. Если же они обнаружат ошибки в более раннем периоде, то начислять штрафы за них контролеры не вправе.
По общему правилу, отсчет срока давности начинается со дня совершения правонарушения (ст. 113 НК). Исключение составляют проступки, предусмотренные статьями 120 и 122 Налогового кодекса. Это грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Например, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах хозяйственных операций, денежных средств фирмы (ст. 120 НК). А также неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК). В этих случаях 3 года нужно отсчитывать со следующего дня после окончания налогового периода. Моментом окончания срока давности следует считать дату, когда руководитель ИФНС (или его заместитель) выносит решение о взыскании санкций с предприятия.
Судьи тоже знакомы с арифметикой
Казалось бы, несложно отсчитать 3 года назад, чтобы определить, на какую глубину производить проверку деятельности организации. Однако эти арифметические задачки иногда приходится решать с помощью судей. Например, на одном предприятии контролеры обнаружили недоплату акциза за январь, июль—декабрь 2001 года. Акт выездной проверки и решение были составлены в декабре 2004 года. Налоговый период по акцизам составляет 1 месяц. Отсчет начинают со следующего дня после его окончания. Таким образом, в 3-летнюю глубину проверки попадает только декабрь 2001 года. А начисление предприятию штрафов за январь, июль—ноябрь 2001 года – неправомерно, потому что срок давности уже истек и организация не может быть привлечена к ответственности (п. 4 ст. 109 НК).
Постановлением суда штрафы, начисленные за «сверхлимитные» месяцы, были отменены (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3039-06). Аналогичные расчеты пришлось производить судьям ФАС Московского округа и при вынесении решения по делу от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3410-06. В этом случае они также приняли сторону компании.
И опять – здравствуйте!
С 1 января 2007 года течение срока давности может быть приостановлено. Делается это в случаях, когда фирма препятствует проведению выездной налоговой проверки. Например, не выдает инспекторам необходимые документы, умышленно затягивает сроки проверки. Об этом говорится в постановлении Конституционного Суда, который считает, что нормы законодательства, предоставляющие права и гарантии добросовестным налогоплательщикам, не распространяются на недобросовестных. Иначе некоторые фирмы стали бы сознательно «тянуть срок» с целью избежать ответственности (постановления КС от 25 июля 2001 г. № 138-0, от 16 октября 2003 г. № 329-0).
Весьма запутанное дело пришлось рассмотреть ФАС Московского округа. Управление ФНС по г. Москве в 2004 году проводило выездную проверку одного предприятия. При этом были обнаружены факты неуплаты налога на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество за 2001 год. По итогам проверки начислены санкции. Фирма не согласилась с инспекцией и обратилась в суд с заявлением о признании их решения недействительным по причине истечения срока давности.
При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства. Налоговым периодом по неуплаченным фирмой суммам является год. Значит, исчислять срок давности нужно со дня, следующего за его окончанием. В данном случае это 2002 год. Однако суд также учел и другие факты. Фирма с целью уклонения от уплаты налогов вела документооборот таким образом, что некоторые сделки оформлялись через дочернюю компанию, специально для этого зарегистрированную. А «дочка» по адресу, указанному в учредительных документах, не располагалась, штата сотрудников не имела и вообще никакой деятельности не вела. Документы инспекторам тоже не были представлены.
Таким образом, Управлению очень трудно было проверить деятельность головного предприятия в части бизнеса, который проходил как деятельность дочернего предприятия. Поэтому судьи признали, что компания препятствовала проведению выездной проверки. Они поддержали ИФНС и продлили в данном случае срок давности, сравняв его со временем глубины мероприятия по контролю. Решение Управления ФНС о начислении санкций осталось в силе (постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. № КА-А40/5876-06).
Минфин также решил помочь предприятиям «сосчитать до трех». В письме от 31 августа 2006 г. № 03-02-07/1-238 чиновники финансового ведомства предлагают такую задачу. Допустим, в апреле 2005 года инспекторы начали проверять фирму за 2002-й и 2003 год. В мае контрольные мероприятия были приостановлены и возобновлены через год – в апреле 2006 года. За какой период налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности, если оформление результатов проверки инспекторы начнут только в июле 2006 года? Минфин дает такой ответ: налогоплательщика могут оштрафовать за нарушения, допущенные в 2003-м, 2004-м и 2005 годах. А 2002 год в этом случае может быть охвачен вниманием контролеров, только если предприятие начнет активно препятствовать проведению выездной проверки и по решению суда.
Начать дискуссию