В текущем году Госдума РФ рассмотрела поправки в Таможенный кодекс РФ: в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ» в части совершенствования таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей, во втором чтении — проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 177 Таможенного кодекса РФ» в части продления предельного срока переработки товаров на таможенной территории при проведении отдельных операций по переработке товаров. Рассмотрим причины необходимости корректив в сфере таможенного регулирования и их возможные последствия.
КОНДРАТЬЕВА ОЛЬГА
История вопроса
25 ноября 2004 года Комитетом по законодательству ГД РФ были проведены парламентские слушания на тему: «Гражданско-правовые и уголовно-правовые механизмы защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции». По результатам слушаний парламентариями были выработаны рекомендации. Правительству, в частности, было рекомендовано ускорить подготовку и принятие проекта постановления, касающегося упорядочения мест декларирования и таможенного оформления товаров, а также подготовить законодательное предложение по внесению изменений в Таможенный кодекс, предусматривающих возможность приостановления выпуска товаров без заявления правообладателя при их контроле.
В ходе реформ с 1 июля 2006 года вступили в силу изменения Федерального закона «О таможенном тарифе», призванные существенно сократить объемы так называемого «серого» импорта, когда товары завозятся по заниженной стоимости с целью уменьшения причитающихся таможенных платежей.
Дальнейшее развитие таможни связано с перспективой вхождения России в ВТО и необходимостью унификации таможенного законодательства Российской Федерации с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО, 1994). Ввиду этого с 1 января 2007 года вступило в силу Положение о таможенной стоимости и введении специальных бланков деклараций, с помощью которых унифицируется контроль таможенной стоимости грузов по европейскому образцу.
Новое в Таможенном кодексе
Рассмотренные ГД РФ в 2007 году изменения в Таможенный кодекс РФ направлены на устранение противоречий с действующими нормами Налогового кодекса РФ, а также приводят ТК РФ в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией 1973 года).
Продлевающие предельный срок переработки товаров на таможенной территории изменения ТК РФ направлены на обеспечение своевременного выполнения обязательств в рамках военно-технического сотрудничества по проведению на территории России сложного ремонта отдельных образцов вооружения и военной техники, поставленных ранее иностранным заказчикам. В соответствии с законопроектом продление срока переработки товаров на таможенной территории свыше двух лет осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 177 ТК РФ).
Изменения ТК РФ, касающиеся порядка таможенного администрирования, можно разделить на следующие основные блоки.
Устранение правовой неясности в части возможности выпуска товаров без представления разрешительных документов, подтверждающих соблюдение нетарифных и иных ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 149 ТК РФ).
Действующая формулировка ст. 149 ТК РФ позволяет толковать норму таким образом, что любые разрешительные документы (сертификат, лицензия и т. д.) могут быть представлены после выпуска товаров по желанию декларанта, что создает угрозу злоупотреблений правами недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.
Досрочный выпуск товаров. В законопроекте предлагается законодательно установить процедуру отношений декларанта и таможенного органа при выпуске товаров до завершения производства по делу об административном нарушении, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест, так как нахождение товаров, которые являются предметом административного правонарушения, на складах временного хранения до окончания производства по делу влечет лишние издержки по хранению (ст. 154 ТК РФ).
Повышение ответственности таможенного брокера в части уплаты таможенных платежей. Устанавливается солидарная ответственность брокера с декларантом за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК РФ).
Изменения, касающиеся порядка уплаты таможенных платежей.
Планируется нормативно закрепить, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов помимо таможенной стоимости товаров и (или) их количества могут являться и другие характеристики (объем подакцизных товаров в натуральном выражении), а порядок определения налоговой базы по налогам устанавливается НК РФ (ст. 322 ТК РФ).
Указанные изменения разрешат существующие противоречия с НК РФ.
Устанавливается возможность внесения авансовых платежей только в рублях с целью упрощения расчета подлежащих уплате сумм таможенных платежей, учета сумм авансовых платежей, а также их возврата (ст. 330 ТК РФ).
Предполагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, а также случаи, когда при пересечении границы не уплачиваются сборы за таможенное оформление. В частности, могут быть освобождены от уплаты сборов небольшие партии экспортируемых товаров — до 5 тыс. рублей (ст. 355 ТК РФ).
Уточняются сроки уплаты таможенных платежей при ликвидации юридического лица. Таможенные платежи уплачиваются ликвидационной комиссией в порядке, установленном НК РФ (ст. 320 ТК РФ).
Также увеличивается срок нахождения банков и других кредитных организаций в реестре учреждений с одного года до трех для получения права выступать гарантами перед таможенными органами (ст. 344 ТК РФ).
Названные изменения разрешают часть проблем, существующих в сфере таможенного регулирования, и вносят определенность по многим спорным вопросам.
«Серые» брокеры и «частная граница»
10 апреля 2006 года на совещании с Кабинетом министров Президент РФ потребовал от министров принять меры по ликвидации приграничных пунктов пропуска, принадлежащих коммерческим организациям. Министры пообещали исправить ситуацию за два года.
Среди основных направлений реформ следует отметить:
- наблюдение за таможенными органами всех уровней;
- выкуп в государственную собственность зданий таможенных постов, находящихся в частной собственности;
- проверка таможенных документов в местах реализации товаров.
В результате регулярно проводимых органами ФТС мероприятий были выявлены множественные случаи недостоверного декларирования, когда под видом одного груза декларант вывозит или пытается провезти иной товар. Подобными противозаконными операциями занимаются так называемые «серые» брокеры или сами предприниматели.
По данным ФТС, ежедневно наблюдаются случаи противозаконного импорта. Можно выделить следующие основные группы нарушений:
- нарушение порядка прибытия грузов на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через госграницу РФ (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);
- контрабанда — незаконное перемещение грузов в крупном размере через таможенную границу РФ (ч. 1 ст. 188 УК РФ);
- сообщение таможенному органу недостоверных сведений о перемещаемых товарах (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ);
- приобретение, пользование, хранение либо транспортировка грузов, не прошедших таможенного оформления на территории РФ (ст. 16.21 КоАП РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере путем заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, что влечет уголовную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 194 УК РФ.
Бороться с названными противоправными действиями можно только путем усиления контрольных действий на таможенных пунктах пропуска.
Работа по выявлению фактов недостоверного декларирования наталкивается на препятствие в виде «частной границы» — принадлежности некоторых пограничных пропускных пунктов, точнее их административно-хозяйственных комплексов (зданий, отдельного технического оборудования, коммуникаций и пр.), коммерческим структурам. В указанных комплексах располагаются все необходимые государственные правоохранительные и контролирующие органы (пограничная и таможенные службы, транспортная инспекция и др.). Таким образом, все формальности, связанные с перемещением через границу физических лиц, товаров и транспортных средств, осуществляются государственными органами.
Подобная частная деятельность не противоречит законодательству. Однако оценка существования «частных таможен» неоднозначна. С одной стороны, декларантам удобно иметь возможность в одном месте задекларировать груз, осуществить его таможенное оформление, застраховать и пр. Сдругой — частные компании организуют условия, благоприятные не только для компаний-декларантов, но и для деятельности госорганов.
Это пример монополии, где собственник самостоятельно устанавливает размеры сборов на все околотаможенные услуги, связанные с перемещением товаров через таможенный пост. В такой ситуации нельзя отрицать и возможности получения им каких-либо привилегий при таможенном оформлении своих грузов, что не способствует усилению пограничного контроля.
Выводы и перспективы
Вышеперечисленные изменения являются одним из множества предстоящих шагов по реформированию деятельности таможенных органов.
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов до 2010 г. предполагается проведение ряда мер, направленных на улучшение таможенного администрирования на границе. Указанные меры включают в себя: размещение таможенных органов только в помещениях, являющихся федеральной собственностью, обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, оснащение современными техническими средствами таможенного контроля, создание современных складских терминалов, а также единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.
Остается только надеяться на благополучную реализацию правительственной программы, результатом которой в 2010 году будет принадлежность таможенных постов государству и исчезновение проблемы «серых» брокеров.
Начать дискуссию