ГК РФ

"Спорные" затраты

Зачастую услуги управляющей компании используются в целях эффективного перераспределения денежных потоков, разработки общих стратегий развития производственных процессов, оптимизации бухгалтерского и налогового учета, централизованного решения кадровых и прочих вопросов холдинговых компаний. Между тем позитивные результаты такого управления влекут за собой конфликты управляемых компаний с налоговыми органами в части признания таких затрат экономически обоснованными.

Зачастую услуги управляющей компании используются в целях эффективного перераспределения денежных потоков, разработки общих стратегий развития производственных процессов, оптимизации бухгалтерского и налогового учета, централизованного решения кадровых и прочих вопросов холдинговых компаний. Между тем позитивные результаты такого управления влекут за собой конфликты управляемых компаний с налоговыми органами в части признания таких затрат экономически обоснованными.

КОНДРАТЬЕВА ОЛЬГА

Возможность передачи функций единоличного исполнительного органа управляющей компании предусмотрена ст. 103 Гражданского кодекса РФ, ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Передача административных функций управляющей компании оформляется договором, в котором определяются функции и размер вознаграждения управляющей компании (далее по тексту — УК).

Вознаграждение УК для нее самой является доходом от реализации услуг, а для управляемых компаний — расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На первый взгляд в сфере налогообложения ситуация кажется понятной и однозначной.

Согласно подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на приобретение услуг по управлению организацией относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают полученные доходы на соответствующую сумму.

По смыслу ч. 1 ст. 252 НК РФ для уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов налогоплательщику (управляемой организации) необходимо, во-первых, обосновать экономическую оправданность соответствующих затрат, во-вторых, документально подтвердить понесенные им затраты.

Понятие «экономическая оправданность» затрат в НК РФ не содержится, вследствие чего носит оценочный характер и требует индивидуального обоснования в каждом конкретном случае (вопрос о проблеме признания затрат экономически оправданными подробно освещен в «эж-ЮРИСТ» № 20, 2007 г.).

В отношении документального подтверждения следует отметить, что реквизиты оправдательных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», однако перечень документов, а также сведений, которые должны быть указаны в таких документах, необходимые и достаточные для подтверждения того или иного вида затрат, отсутствует.

Названные недостатки нормативного регулирования порождают конфликты между налогоплательщиками — управляемыми организациями и налоговыми органами по вопросу признания затрат на вознаграждение УК в качестве расходов.

В свою очередь, налоговые органы нередко отказываются принимать затраты на выплату вознаграждений УК по причине их экономической необоснованности в силу следующих обстоятельств:

документы, отражающие результаты деятельности УК, недостаточно детализированы и не содержат информации о конкретных действиях, совершенных УК;

численность аппарата управления управляемой компании не изменилась;

прибыль управляемой компании не изменилась или компанией получен убыток;

размер вознаграждения УК необоснованно высок.

Судебная практика

Претензии налоговых органов в отношении «спорных» затрат влекут за собой многочисленные судебные споры. В результате судебного рассмотрения данной категории дел сложилась неоднозначная судебная практика, которую можно разделить в соответствии с претензиями налоговых органов на следующие группы.

1. Недостаточная документальная подтвержденность затрат и отсутствие детализации оказанных управленческих услуг в актах приема-передачи.

1.1. Суд признал затраты на оплату услуг УК необоснованными в силу того, что затраты документально не подтверждены, так как в актах выполненных услуг и в расчетах стоимости управленческих услуг, представленных налогоплательщиком, указаны только суммы, подлежащие уплате, и не указан перечень конкретных услуг по управлению финансовой и хозяйственной деятельностью налогоплательщика (постановления ФАС ВСО от 11.07.2006№ А74-3953/05-Ф02-3313/06-С1, ФАС ЦО от 11.07.2006 №А35-10272/04-С23).

1.2. Признание судом затрат на оплату услуг УК обоснованными, несмотря на недостаточную детализацию оказанных услуг в актах выполненных услуг, так как:

а) акты приема-передачи являются доказательствами и должны оцениваться в совокупности с представленными налогоплательщиком дополнительными документами в виде отчетов УК об оказанных услугах, отчетов по конкретному перечню оказанных УК услуг, конкретизирующих содержащиеся в актах сведения (постановления ФАС ЗСО от 05.07.2006 № Ф04-4281/2006(24270-А27-26), ФАС ВСО от 24.05.2006 № А74-3813/05-Ф02-2408/06-С1);

б) действующее законодательство не устанавливает требований детального указания в актах приемки оказанных услуг их объема, а также перечня первичных документов, подлежащих оформлению при совершении определенных хозяйственных операций, и не предусматривает каких-либо специальных требований к оформлению таких документов. При решении вопроса о возможности признания соответствующих затрат в качестве расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из документального подтверждения факта и размера произведенных налогоплательщиком затрат (постановления ФАС ЗСО от 09.03.2006 № Ф04-8885/2005(20013-А27-3), ФАС ПО от 17.03.2006 № А12-17475/05-С10, ФАС СЗО от 26.12.2006 № А13-5759/2005-05).

2. Дублирование УК функций ряда должностных лиц и структурных подразделений управляемой компании.

2.1. Суд, признавая затраты на оплату услуг УК необоснованными, принял во внимание неизменность круга обязанностей должностных лиц управляемой компании в совокупности со следующими обстоятельствами: по договору о передаче полномочий управляемая компания передала полномочия своего генерального директора УК, которые исполнял один человек; вознаграждение УК не зависело от полученной прибыли управляемой организации и составляло 8% от выручки (Постановление ФАС ВВО от 19.01.04 № А11-4426/2003-К2-Е-1961).

2.2.Суд признал затраты на оплату услуг УК обоснованными, так как:

а) действующее законодательство не устанавливает необходимости наличия связи между признанием расходов экономически оправданными и отсутствием должностных лиц и структурных подразделений, решающих подобные вопросы (постановления ФАС ЗСО от 07.11.2006 № Ф04-7676/2006(28479-А27-40), от 15.03.2006 №Ф04-1847/2006(20709-А67-40);

б) действующее законодательство не определяет перечня полномочий, которые можно передать управляющей компании (Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2006 № А13-5263/2005-15);

в) следует отличать функции по организации определенной деятельности от непосредственного осуществления этой деятельности. Например, если УК приняла на себя обязанности по организации ведения бухгалтерского учета, а его непосредственным ведением занимается бухгалтерия управляемой компании, то дублирование функций отсутствует (Постановление ФАС ПО от 29.03.2006 № А12-16188/05-С21).

3. Отсутствие дохода или получение убытка управляемой компании от управленческой деятельности УК.

Суд признал затраты на оплату услуг УК обоснованными, так как:

а) действующим законодательством (ст.252 НК РФ) не установлены требования получения финансовых результатов деятельности управляемой компании в качестве показателя экономической оправданности расходов (Постановление ФАС ЗСО от 07.11.06 № 7676/2006) и требования о том, каким должно быть соотношение расходов и финансовых результатов для признания их экономически обоснованными (Постановление ФАС ПО от 17.03.2006 № А12-17475/05-С10);

б) получение убытка управляемой компанией не свидетельствует о неоправданности затрат на управление, так как нельзя подменять понятие «экономическая эффективность» понятием «экономическая оправданность». Об экономической оправданности затрат свидетельствует их соответствие деятельности, осуществляемой управляемой компанией, а экономическая эффективность отражает степень профессиональности ведения хозяйственной деятельности (Постановление ФАС ВВО от 12.09.2005 № А11-762/2005-К2-21/48);

в) результат деятельности УК нельзя оценивать исключительно на основании бухгалтерской и налоговой отчетности управляемой компании, а следует также учитывать изменение финансовых показателей эффективности управления до и после изменения порядка управления (Постановление ФАС ЗСО от 09.03.2006 № Ф04-8885/2005(20013-А27-3);

г) экономическая обоснованность расходов на УК определяется не фактом получения прибыли в конкретном периоде, а направленностью деятельности УК на получение дохода (постановления ФАС ВСО от 22.08.2006 № А10-1387/06-Ф02-4234/06-С1, от 25.04.2006 № А19-18184/05-40-Ф02-1722/06-С1).

4. Высокий уровень вознаграждения УК или необоснованное его увеличение.

Суд признал затраты на оплату услуг УК необоснованными, так как:

а) вознаграждение УК составляет фиксированный процент от выручки независимо от полученной управляемой компанией прибыли (Постановление ФАС ВВО от 19.01.2004 № А11-4426/2003-К2-Е-1961);

б) при увеличении вознаграждения выплачиваемого УК круг ее обязанностей остался неизменным (Постановление ФАС УО от 01.03.2007 № Ф09-1151/07-С3).

Выводы и рекомендации

Некоторые компании, использовавшие услуги УК и столкнувшиеся с проблемой признания затрат, спешат отказаться от таких услуг. Такой метод предупреждения конфликтов с налоговыми органами, безусловно, самый эффективный.

Однако бывают ситуации, когда только внешнее управление может помочь компании, например, в случае снижения финансовых показателей вследствие неэффективного управления и пр.

Для того чтобы по возможности оградить компанию от претензий налоговиков и обеспечить благоприятные перспективы разрешения дела в суде, необходимо учитывать следующие моменты:

определить цель деятельности УК в договоре на управление;

максимально детализировать в договоре на управление все обязанности УК;

пересмотреть должностные инструкции руководящего состава управляемой компании, для того чтобы исключить дублирование полномочий УК и должностных лиц компании;

определить разумный и обоснованный размер оплаты управленческих услуг. Договорная цена услуг определяется по соглашению сторон и является свободной. Однако в случае если компания неоднократно пользовалась услугами одной или нескольких УК, то в соответствии со ст. 40 НК РФ стоимость предыдущих управленческих услуг не должна отличаться от стоимости последующих более чем на 20%;

акты приема-передачи оказанных услуг должны быть составлены в соответствии с требованиями закона, а также детально отражать перечень оказанных управленческих услуг.

В случае отсутствия прибыли от управленческой деятельности или недостаточной детализации деятельности УК в актах опасаться неблагоприятных результатов судебного разбирательства дела не стоит. Описанные выше примеры судебного разрешения проблемы «спорных» затрат показывают, что в большинстве случаев управляемая компания имеет шанс доказать обоснованность соответствующих расходов.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар