Трудовое право

ЕТС прощается, но пока не уходит

Хотя Трудовой кодекс РФ уже не называет тарифную систему единственно возможной для оплаты труда бюджетников, пока на практике применяется именно она. Используют Единую тарифную сетку и в региональных госучреждениях, тогда как она является обязательной только на федеральном уровне. Тем не менее, заложенные в 2004—2006 годах основы для перемен продолжают работать, пусть и в достаточно медленном темпе…

Хотя Трудовой кодекс РФ уже не называет тарифную систему единственно возможной для оплаты труда бюджетников, пока на практике применяется именно она. Используют Единую тарифную сетку и в региональных госучреждениях, тогда как она является обязательной только на федеральном уровне. Тем не менее, заложенные в 2004—2006 годах основы для перемен продолжают работать, пусть и в достаточно медленном темпе…

МОШКОВИЧ МАРИЯ

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных госучреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

в госучреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральные госучреждения в настоящее время руководствуются положениями Федерального закона от 04.02.99 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». В соответствии с данным Законом оплата труда работников федеральных госучреждений производится на основе Единой тарифной сетки (далее – ЕТС), тарифную ставку первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты которой определяет Правительство РФ.

При этом с 1 января 2005 года Правительству РФ было предоставлено право применять для оплаты труда работников федеральных госучреждений иную систему оплаты труда (отличную от ЕТС), и оно этим правом наконец воспользовалось. Постановлением от 22.09.2007 № 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее — Положение), предусматривающее оплату труда работников и персонала исходя из оклада (ставки) и выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Как же они будут устанавливаться?

Новые ориентиры

Размеры окладов (ставок заработной платы) будет устанавливать непосредственно руководитель конкретного учреждения (в рамках выделяемого ему объема ассигнований из федерального бюджета). При этом он должен учитывать:

государственные гарантии по оплате труда (в частности, МРОТ);

базовые оклады (ставки);

действующие тарифно-квалификационные справочники;

требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;

сложность выполняемой работы и ее объем;

рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов.

Кроме того, необходимо, чтобы заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, была бы не меньше прежней заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) — при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.

Остановимся подробней на базовых окладах (ставках). Данное понятие было введено в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений…». Оно означает минимальный оклад (ставку) заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, устанавливаемый Правительством РФ по определенным квалификационным группам (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат), ниже которых выплачивать зарплату работникам государственных и муниципальных учреждений запрещено. То есть, по сути, это специальные «МРОТы» для бюджетников.

Профессиональные квалификационные группы — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Такие группы, а также критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ним должны утверждаться Минздравсоцразвития России (ст. 144 ТК РФ).

Как установлено Постановлением № 605, и группы и критерии должны быть утверждены Минздравсоцразвития не позднее 31 марта 2008 года. Однако на самом деле критерии уже утверждены (Приказом Минздравсоцразвития от 06.08.2007 № 525, который успел подписать бывший министр М.Зурабов). Просто Минюст зарегистрировал этот приказ на два дня позже подписания Постановления № 605.

Утвердили и первые профессиональные квалификационные группы должностей — медицинских и фармацевтических работников (Приказ Минздравсоцразвития от 06.08.2007 № 526) и работников культуры, искусства и кинематографии (Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 №570). Но базовых окладов для них все равно пока нет.

Следует отметить также наличие некоторого противоречия относительно порядка установления окладов работникам. Пунктом 1 Положения определено, что системы оплаты труда (в том числе и размеры окладов и ставок) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также данным Положением (т. е. возможны разные варианты). В пункте же 3 Положения прописано, что размеры окладов и ставок устанавливаются руководителем учреждения (т. е. способ установления ограничивается локальным нормативным актом). Поскольку п. 1 отсылает к тексту Положения, то, видимо, в данном вопросе следует все же руководствоваться нормами пункта 3.

Однако в любом случае руководителю придется согласовать штатное расписание учреждения с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

Премии и компенсации

Следующей составляющей новой системы оплаты труда бюджетников названы компенсационные и стимулирующие выплаты. Они будут устанавливаться к окладам (ставкам), если иное не будет предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.

Разработка и утверждение перечней видов таких выплат также возложена на Минздравсоцразвития. Это должно быть сделано в трехмесячный срок (видимо, с даты подписания Постановления № 605), т. е. к началу следующего года.

На основании утвержденных перечней конкретные учреждения будут определять, какие виды стимулирующих и компенсационных выплат войдут в систему оплаты труда работников. Размер и условия получения стимулирующих выплат будет устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (п. 6 Положения).

Относительно размеров и условий получения компенсационных выплат в Положении ничего конкретно не сказано. Можно предположить, что ориентироваться в этом вопросе нужно будет на действующее трудовое законодательство.

Для руководства — особые правила

Положение отдельно регулирует оплату труда руководителей учреждений. Их заработная плата, так же как и у других работников, будет состоять из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Но вот размер оклада руководителя определяется оригинальным способом — он будет равен трем размерам средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

Что такое основной персонал? Это работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение. Перечень должностей и профессий таких работников (по видам экономической деятельности) будет устанавливать тот госорган или организация, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Последнее должно будет установить и порядок исчисления размера средней заработной платы — для целей определения размера должностного оклада руководителя. Пока же установлено, что при расчете таковой нужно будет учитывать оклады и выплаты стимулирующего характера основного персонала за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю; выплаты же компенсационного характера не учитываются (п. 7 Положения). То есть оклад руководителя будет ежегодно пересматриваться.

Из изложенного ясно, что до утверждения соответствующих перечней и порядка расчета средней заработной платы возможности установить руководителю зарплату «по-новому» не будет. Заметим также, что зарплату «первого года» руководителю, по-видимому, придется устанавливать на базе действующей системы оплаты труда.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений будут устанавливаться на 10—30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (т. е. они также будут подвергаться ежегодному пересмотру).

Компенсационные выплаты руководителям, их замам и главным бухгалтерам будут выплачиваться в соответствии с утвержденным перечнем таких выплат, о котором было сказано выше.

Что же касается премий и иных выплат стимулирующего характера, то их руководителю будет устанавливать тот госорган или организация, в ведении которого находится соответствующее учреждение. Положение называет следующие ориентиры: для выплат премий руководителю может быть централизовано до 5% всех ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждения, при этом при определении конкретных сумм выплат необходимо будет учитывать результаты деятельности учреждения.

Сроки под вопросом

Постановление называет жесткие сроки ввода новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых сегодня осуществляется на основе ЕТС, — с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года.

Скорее всего первая дата названа, чтобы как-то обозначить начало реформы и дисциплинировать ведомство Татьяны Голиковой, на которое, как мы видим, и возложен основной груз принятия необходимых нормативных актов. Очевидно, что основой всей системе будут служить базовые оклады (ставки). Предельный срок, в который Минздравсоцразвития должно внести в правительство предложения по ним, — 1 июля 2008 года. Опять-таки базовые оклады (ставки) нужно устанавливать по профессиональным квалификационным группам, а предельный срок утверждения последних, напомним, 31 марта 2008 года.

Так что реальный срок введения новой системы оплаты труда — это как раз конец 2008 года…

Начать дискуссию