Налоговые проверки

Если к вам пришла милиция

Хотим мы того или нет, но появление на пороге сотрудников милиции всегда вызывает бурю эмоций. Тут уж не до спокойствия.

Хотим мы того или нет, но появление на пороге сотрудников милиции всегда вызывает бурю эмоций. Тут уж не до спокойствия.

Л. ЗУЙКОВА, ЭКСПЕРТ АКДИ

Тем не менее всегда следует помнить, что и милиция должна действовать не произвольно, а в строгом соответствии с установленным порядком.

В каких же случаях вашу организацию могут посетить сотрудники органов внутренних дел и какими полномочиями они обладают?

Если поступков, явно противоречащих Уголовному кодексу, вы за собой не припоминаете, то, скорее всего, к вам пришла налоговая проверка либо у компетентных органов имеется оперативная информация о том, что в вашей хозяйственной деятельности не все чисто.

Органы внутренних дел согласно п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) наделены полномочиями в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

В частности, сотрудники МВД России вправе участвовать в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов <*>, а также получать сведения, составляющие налоговую тайну.

------------------------

<*> Иногда проверка может быть инициирована и органом внутренних дел. Порядок направления соответствующих сведений в налоговый орган в такой ситуации определяется Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37).

Соответствующее право органов внутренних дел на участие в выездных налоговых проверках содержится и в ст. 36 НК РФ. Сотрудники милиции могут присоединяться к проверяющим из налоговой инспекции, о чем непременно должно указываться в постановлении о назначении проверки.

Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов детально описан в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (далее - Инструкция).

Основанием для участия милиции является запрос налоговой службы.

Кроме того, милиция может проверить любую фирму, если заподозрит, что в ее деятельности есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

УЧАСТИЕ МИЛИЦИИ В НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ

К налоговой проверке милиция может присоединиться при наличии следующих обстоятельств:

1) у налогового органа имеются сведения о возможных нарушениях налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) (далее - налогоплательщики) законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки этой информации с участием ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

2) при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленным органом внутренних дел в налоговый орган согласно п. 2 ст. 36 НК РФ;

3) имеется необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

4) необходимо содействие проверяющим должностным лицам налогового органа в случаях, если:

- создаются препятствия их законной деятельности

- либо имеется угроза безопасности их жизни и здоровья.

При всех перечисленных обстоятельствах налоговый орган может направить запрос в милицию как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 9 Инструкции).

Полномочия сотрудников милиции

Участие в одной проверке нескольких органов никак не изменяет круг прав и обязанностей каждого из них в отдельности: налоговики руководствуются Налоговым кодексом, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а сотрудники органа внутренних дел - Законом о милиции.

И те, и другие должны руководствоваться общими правилами, установленными налоговым законодательством для проведения выездных налоговых проверок.

Так, проверяющие при прибытии на проверяемое предприятие обязаны предъявить служебные удостоверения, а также под расписку решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ. Форма требования о представлении документов приведена в инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Таким образом, сотрудник милиции не может самостоятельно требовать документы в рамках этой проверки.

Все дополнительные документы истребуются через руководителя проверяющей группы на основании дополнительного требования.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки оформляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60, но с учетом особенностей, предусмотренных для проверок, проводимых с участием органов внутренних дел.

Так, акт выездной налоговой проверки должен быть подписан всеми должностными лицами, участвовавшими в проверке: и должностными лицами налогового органа, и сотрудниками органа внутренних дел.

Акт не подписывают лишь те сотрудники милиции <*>, которые привлекались в качестве специалистов или для обеспечения мер безопасности должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу.

ПРОВЕРКА ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ МИЛИЦИИ

Помимо участия в налоговой проверке милиция может появиться у вас и по собственной инициативе: либо для проверки информации о преступлениях или административных нарушениях, либо во время оперативно-розыскных мероприятий.

Когда имеются признаки преступления

Милиция по собственной инициативе может проверить любую организацию (п. 25 ст. 11 Закона о милиции). Для этого достаточно иметь всего два основания:

- информацию, указывающую на признаки налогового преступления; - мотивированное постановление соответствующего должностного лица.

------------------------

<*> В этом случае третий экземпляр акта сотрудникам милиции не вручается.

Указанную информацию сотрудники милиции могут получить откуда угодно: из сообщений граждан, организаций или органов власти и управления, из публикации в прессе и репортажей по телевидению; в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий, а также в ходе проверок контрагентов организации.

Периоды и сроки проверки

В отличие от налоговых проверок, для которых четко установлен период деятельности налогоплательщика, охватываемый проверкой (последние три года), для проверок, проводимых органами милиции, каких-либо временных ограничений прямо не установлено. Так как ограничения, предусмотренные УК РФ, связаны со сроками давности привлечения к уголовной ответственности. Именно от этих сроков и будет зависеть охватываемый милицейской проверкой период деятельности организации.

Полученное сообщение о нарушении Уголовного кодекса РФ уполномоченный сотрудник милиции обязан проверить в течение трех дней, считая со дня, когда оно получено (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Данный срок может быть продлен прокурором или вышестоящим сотрудником милиции до 10 дней. Если требуется проверить документы, то проверка может продолжаться дольше, но не более 30 дней.

Во время проверки милиционеры могут осматривать помещения и транспорт, изучать и временно изымать документы (п. 25 ст. 11 Закона о милиции).

Сведения о налоговых преступлениях

Если милиция располагает информацией об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, то она вправе провести проверку этой информации.

Порядок проведения милицией такого рода самостоятельных "налоговых" проверок утвержден Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177.

Согласно указанному Приказу о назначении проверки выносится мотивированное постановление, в котором указывается состав сотрудников милиции, участвующих в проверке.

Проводится такая проверка практически так же, как и выездная налоговая проверка: истребуются документы, потом они просматриваются, проверяются, а затем делаются выводы. По окончании проверки составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю организации под расписку.

Причем началом срока такой проверки является день вынесения постановления о ее проведении, а не день появления проверяющих в организации.

В случае получения информации о налоговых нарушениях органы внутренних дел в силу п. 2 ст. 36 НК РФ обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Делается это независимо от привлечения физического лица (например, руководителя организации) к уголовной ответственности.

С налогоплательщика-организации, недоплатившего налоги в результате преступных действий тех или иных физических лиц, должны быть взысканы сумма неуплаченного налога, пени и штрафы. Взыскание могут произвести только налоговые органы. Органы милиции такими полномочиями не обладают.

Зато если акт проверки налогоплательщик может обжаловать в суд общей юрисдикции, то соответствующее решение налогового органа он вправе обжаловать уже не в обычный, а в арбитражный суд.

Если же решение арбитражного суда окажется положительным для налогоплательщика, то может быть решен и вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

"Неналоговые" преступления

Все остальные, "неналоговые", проверки должны проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636.

В частности, милиционеры могут явиться как с проверкой, так и с ревизией. Содержание этих процедур раскрывается в вышеуказанной Инструкции N 636.

Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организации или предпринимателя.

Ревизия, в отличие от проверки, - это уже комплексное контрольное мероприятие по исследованию деятельности организации или предпринимателя.

Если, например, милиционеры пришли, чтобы узнать, есть ли у организации соответствующее разрешение или лицензия, то это - проверка.

А если проверяющие явились с тем, чтобы выяснить, кто в этой организации работает, какие разрешительные документы у нее есть и прочую информацию, то это уже будет самая настоящая ревизия.

При проведении проверки (ревизии) милиция обладает весьма широкими полномочиями.

Во-первых, милиция может изымать у проверяемых лиц документы (либо их копии). Изъятие документов производится с обязательным составлением протокола изъятия и описи изымаемых документов.

Причем если изымаются оригиналы документов, то одновременно (либо в течение пяти дней после изъятия) с них должны быть изготовлены копии, которые проверяющие должны заверить и отдать проверяемому лицу.

Во-вторых, милиция вправе произвести осмотр производственных, складских, торговых, офисных и служебных помещений проверяемой организации или предпринимателя. Такие мероприятия проводятся в присутствии понятых и представителя проверяемого лица.

В-третьих, если понадобится, то сотрудники милиции могут изъять образцы сырья, продукции и товаров для проведения необходимых им исследований и экспертиз.

В-четвертых, в ходе проверки (ревизии) сотрудники милиции могут применять фото- и киносъемку, видеозапись и другие технические средства фиксации данных, например копировать информацию, содержащуюся в компьютерах. Полученные таким образом материалы впоследствии прилагаются к акту проверки (ревизии).

А вот опечатывать кассы и помещения проверяемых лиц, как это было раньше, милиционеры теперь уже не могут - это дело суда <*>.

Началом срока проведения проверки (ревизии) считается день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии).

По истечении 30-дневного срока проверка (ревизия) заканчивается и проверяющие должны составить и совместно с проверяемым лицом подписать акт проверки (ревизии). День подписания акта проверки (ревизии) является днем ее окончания.

По результатам проверки (ревизии) проверяющие обязаны составить акт, в котором фиксируются все выявленные нарушения. Если же нарушения не обнаружены, то акт проверки все равно составляется, но в нем указывается, что никаких нарушений в деятельности организации (предпринимателя) не выявлено.

Акт проверки (ревизии) составляется в трех экземплярах, один из которых остается у проверяемого лица, а два других - в милиции.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Проверить фирму можно и в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Иногда оперативно-розыскные мероприятия проводятся одновременно с официальной проверкой организации. Но могут осуществляться и самостоятельно.

Понятие оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).

В рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудники милиции проводят контрольные закупки, наводят справки и опрашивают граждан. Они могут также собирать образцы, контролировать корреспонденцию, прослушивать телефоны и даже внедрять в организации своих сотрудников.

В отличие от проверки оперативно-розыскные мероприятия чаще всего проводятся негласно. Закон об ОРД не обязывает милицию предъявлять разрешения на розыскные мероприятия. А сама процедура регламентируется внутренними документами Министерства внутренних дел.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся по следующим основаниям:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

------------------------

<*> См. Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (п. 47 ст. 1).

- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5) постановление о применении в отношении защищаемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, Закон о милиции предоставляет органам внутренних дел практически неограниченную возможность для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

МИЛИЦИЯ ПРИШЛА. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

Что можно посоветовать в случае, если милиция к вам все-таки пришла?

Помните, что вы вправе:

1) попросить проверяющих показать вам свои служебные удостоверения и постановление о проведении проверки;

2) проверить, есть ли на постановлении подпись руководителя соответствующего органа (в частности, начальника органа внутренних дел или его заместителя) и печать, перечислены ли в нем пришедшие к вам должностные лица.

Если сотрудник милиции, предъявивший вам свое служебное удостоверение, не назван в постановлении, проводить проверку он не вправе.

Иногда бывает полезно не полениться и позвонить в соответствующий орган внутренних дел, чтобы узнать, действительно ли назначена проверка. Ведь постановление регистрируется в милиции;

3) посмотреть, какая и по каким вопросам будет проверка.

Так, плановую проверку нельзя проводить, если отсутствуют предприниматель или работники фирмы.

Кроме того, проверяющие не могут требовать от вас документы, не относящиеся к вопросам проверки (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ");

4) сделать (по возможности) копии предъявленных документов или хотя бы переписать данные проверяющих. Кроме того, в организации полезно завести журнал учета контрольных мероприятий, в котором проверяющие обязаны сделать соответствующую запись о проверке (ст. 9 вышеназванного Закона "О защите прав... ").

Начать дискуссию