ВЭД

Таможня дает добро — почем?

Наверное, многие рядовые бухгалтеры фирм и предприятий сталкивались с представителями таможенных структур, и такой опыт был не всегда приятен. Всем известно, что пройти все необходимые процедуры, связанные с таможней, нелегко, однако их можно упростить. Как же этого добиться?

Наверное, многие рядовые бухгалтеры фирм и предприятий сталкивались с представителями таможенных структур, и такой опыт был не всегда приятен. Всем известно, что пройти все необходимые процедуры, связанные с таможней, нелегко, однако их можно упростить. Как же этого добиться?

Светлана Кузина

Бизнес — это непросто

Многим организациям, ведущим коммерческую деятельность, так или иначе приходится сталкиваться с таможней, ее правилами, принципами и возникающими отсюда сложностями. Одна из главных — постоянные проблемы с документами. Организация что-то не довезла, не там стоят печати, не то количество бумаг и так далее. Можно, конечно, попробовать доказать свою правоту, но на это нужно время, которого вечно не хватает. Если в вашей фуре находится скоропортящийся товар, то ждать некогда. В данном случае проще заплатить за то, чтобы машину пропустили, чем потом считать гигантские убытки.

Возможны также сложности, с документами не связанные. Например, на одном таможенном посту скапливается до сотни фур, одна из машин везет скоропортящийся товар, но, как назло, оказывается в самом конце очереди. Вот и придется ждать, пока таможенные инспекторы проверят фуры с мебелью, одеждой и часами, сверяя каждое наименование — неделю, две... Впрочем, за небольшую мзду таможенники проверят фуру с товаром, который не может ждать, одной из первых.

Но неужели нет другого выхода? Если платить в каждую инстанцию — от пожарной инспекции и налоговой до таможни, — то есть ли смысл вообще заниматься бизнесом? Александр Гранкин, генеральный директор холдинга «Алярис», поведал следующее: «Мне кажется, что сейчас стало проще общаться с таможней, нежели, скажем, несколько лет назад. Однако до сих пор приходится приплачивать, чтобы не задерживали машины просто так, чтобы не требовали документа на языке оригинала к товарам, например, из Узбекистана, да еще вдобавок и на английском. Теоретически таких вопросов возникать не должно, но на практике это происходит сплошь и рядом. Однако бывает и так, что сами говорят: мол, не надо нам денег, у вас все в порядке, проезжайте. Я считаю это большим шагом вперед».

...борзыми щенками

Как бы то ни было, а ситуацию надо прояснить, и за этим мы отравились на обычную московскую таможню, что располагается на Ленинградском шоссе. Одна из сотрудниц, пожелавшая остаться неизвестной, привела довольно сдержанный комментарий: «На самом деле дело со взятками обстоит не совсем так, как об этом принято говорить в широком кругу. Считается, что все работники таможни живут хорошо и большей частью именно за счет борзых щенков, а не официального оклада — а уж натуральные продукты мы и взятками не считаем».

Наша собеседница права лишь отчасти. Действительно, в плане продуктов таможенники обеспечены от и до. Алкоголь самых разных марок, ассортименту которого позавидует любой крупный супермаркет! Продукты на любой вкус, фирменные и дорогие. Конечно же, это не более чем подарки, при помощи которых предприниматели выражают работникам таможни свое нижайшее почтение. Что же касается взяток, то конфетами и вином тут явно не отделаешься. По словам нашей собеседницы, не бывает так, чтобы у организации были все документы в порядке, а таможенные инспекторы многозначительно молчали бы, требуя мзды. Собственно, за что? Просто в действительности далеко не все компании относятся добросовестно к формированию пакета документов. Поэтому неизменно приходится что-то довозить или переделывать. Многие при этом не хотят лишних хлопот, предлагая деньги, но это их личный выбор.

Назвать можно как угодно

Что ж, назвать данную процедуру действительно можно как угодно. Если платить за дело, то обижаться, в общем-то, не на что. Действительно, кому-то не хочется проходить процедуру оформления, кто-то хочет, наоборот, пройти ее в первую очередь, некоторым надо скрыть какие-то данные, когда в перечне товара стоит одно, а в фуре находится совершенно другое. Но в итоге получается, что таможенники уже попросту привыкли к подобному отношению и ждут взяток от любого. Ведь теоретически придраться можно к чему угодно. Небольшие организации спорить не будут, а с представителями крупных компаний чиновники и сами не хотят связываться.

«Видите ли, мне проще заплатить здесь, чем просить партнеров в Казахстане оформить необходимые бумаги, ведь на это уйдет гораздо больше времени и сил, — поясняет Александр Гранкин. — Тем более что, когда речь идет о продуктах, изъянов неизменно можно найти очень много».

Средства массовой информации пестрят сообщениями о том, как тому или иному представителю таможенной службы были предъявлены обвинения в получении взятки.

Однако сложности возникают не только с продуктами. Немало хлопот доставляют и товары общественного потребления. Бывает, что машины стоят арестованные, а представители фирмы уходят добывать все необходимые документы, но потом так и не являются. Большая часть таких товаров потом распродается по мизерным ценам. Многим, наверное, знакомы магазины, именуемые в быту «растаможками», в которых можно приобрести весьма неплохие вещи очень дешево. Именно так и пополняется их ассортимент.

А где результат?

О борьбе с таможенными взятками сегодня не говорит только ленивый. Средства массовой информации пестрят сообщениями о том, что при получении взятки был пойман тот или иной таможенный работник. Но, увы, подобных случаев от этого ощутимо меньше не становится. К тому же большей частью за данное нарушение отделываются либо штрафом, либо условным сроком.

Можно закрыть глаза

Но кто же сбывает эти товары, как не работники таможни? Но этот вопрос остался открытым. Бывает, что товар отдается знакомым на реализацию, а прибыль, соответственно, делится. Хотя для работников таможни это по сути мелочи. Вот за то, чтобы не открывать какую-либо машину, действительно предстоит выложить достаточно крупную сумму. Но выходит, что таким образом действительно можно провезти через границу все что угодно? Упомянутая выше представительница таможенных органов категорически не согласна с этим: «Отказ открывать машину — это уже судебное дело! Не спорю, иногда наши сотрудники бывают согласны закрыть глаза на какие-то мелочи, но здесь уже речь идет фактически об уголовном преступлении! Нет, на моей памяти подобного не встречалось».

На самом деле подобные дела чреваты опасностью познакомиться с Уголовным кодексом. Как печатные, так и электронные СМИ пестрят сообщениями о том, как работнику той или иной таможни были предъявлены обвинения в получении взятки. Судебное дело, в свою очередь, заканчивается вынесением приговора и назначением наказания — от условного срока до тюремного заключения.

Михаил Леонтьев, глава компании, занимающейся производством парфюмерии, рассказал нам следующее: «Мне вспоминается махинация двухлетней давности, в которую была вовлечена наша компания. Мы торгуем французской парфюмерией и косметикой и уже успели завоевать определенную популярность на рынке. Но, наверное, я не открою Америки, если скажу, что далеко не всю продукцию мы закупаем в столице красоты».

Разумеется, за качество компания Михаила отвечает, но сегодня французское происхождение товара далеко не всегда гарантирует высокое его качество. Или, наоборот, — нельзя утверждать, что российская парфюмерная продукция никуда не годится. Однако наши соотечественники обычно убеждены в обратном. Вот и приходится держать марку.

Итак, изготовив в России партию крема и духов, компания Леонтьева заплатила огромную взятку на таможне, чтобы оформить их следующим образом: якобы сырье было вывезено из России, доставлено во Францию, а обратно был ввезен уже готовый товар. Действительно, таможенники закрыли глаза на то, что машина никуда не уезжала и, соответственно, не возвращалась. Но к чему столько хлопот и лишних денег? Неужели не проще поставить на упаковке значок made in France, не прибегая к лишним ухищрениям?

Михаил отвечает, что это вполне возможно, однако в таком случае стоит опасаться проверки. Ведь конкуренты не дремлют — они всегда готовы сообщить надлежащим органам, что некая фирма продает товар, изготовленный буквально на соседней улице. Но вышеназванная процедура позволяет получить необходимые документы, доказывающие обратное. К тому же, если поставлять косметику не в дешевые ларьки, а в солидные магазины, то представители последних будут проверять происхождение товара более дотошно.

Что ж, возможно, так оно и есть. И в конечном итоге действительно получается гораздо дешевле, чем привезти необходимый товар из Франции. Что касается уже упомянутой сотрудницы таможни, то она сказала, что подобные истории ей известны, но конкретно на ее таможенном посту такого не случалось. Однако она считает, что в данной ситуации таможня действительно облегчила жизнь данной компании, и теперь она застрахована на будущее от всевозможных проверок.

Впрочем, скорее всего проверяющие органы догадываются о том, что данные документы можно купить. Как и мы, приобретая в фирменном магазине флакончик парфюма, склонны думать, что он вполне может быть и не из Парижа. Тем более что в переходе метро продается точно такой же, но ощутимо дешевле.

Как пополнить бюджет

Доходная часть федерального бюджета более чем на 30% состоит из таможенных платежей. К ним относятся: ввозная и вывозная пошлина, налог на добавленную стоимость, которая взимается при ввозе товаров на территорию РФ, а также таможенные сборы и акцизы. Таможенники имеют право взимать такие платежи только в том случае, когда они установлены в соответствии с законодательством РФ. Но риски ухода от неуплаты снизятся в зависимости от того, насколько подробно законодательство закрепит полный правовой механизм.

Под другим именем

Бывают ситуации, когда приходится оформлять товар, называя его другим именем. Например, приходят машины с цветами, а пишут, что это сельскохозяйственное удобрение. Ведь чем дороже и элитнее товар, тем выше, соответственно, таможенные пошлины. Если в машине модельная одежда от лучших модельеров Милана или Парижа, то ее, скорее всего, оформят как секонд-хэнд. Разница будет немалой! Вполне очевидно, что и пошлина получается ощутимо меньше, даже со всеми сопутствующими данному процессу взятками.

А как же происходит сам процесс дачи взятки? Ведь просто так к суровому человеку в погонах, да еще и на таможенном посту не подойдешь. Главный бухгалтер из Санкт-Петербурга Ирина Коренко рассказала, как в такой ситуации поступает ее фирма: «Само собой, если речь идет о заранее спланированном действии, действовать следует через знакомых. Например, когда надо выдать один товар за другой. Но бывают и спонтанные ситуации, когда документы в порядке, а товар все не пропускают и не пропускают — не подписывают нужные бумаги. Тут уж сама догадываешься, что требуется для получения заветной подписи, и просто обговариваешь нужную сумму».

По мнению предпринимателей, за последние несколько лет их взаимоотношения с таможней существенно улучшились.

Еще один бухгалтер из города на Неве Валентина Токарева трудится в компании, которая занимается поставкой морепродуктов. «Товар у нас хрупкий, — делится она, — соблюсти все предписываемые санитарные нормы практически нереально. И дело здесь не в том, что мы предлагаем испорченную икру или рыбу, просто эти требования слишком многочисленны. Более того, по большей части они абсурдны и к санитарии имеют довольно косвенное отношение. Но их же надо соблюсти, чтобы товар пропустили! В такой ситуации тоже выход один — платить».

Выходит, что работать честно, без взяток, в нашем государстве задача не то что сложная, а практически невыполнимая. Видимо, отечественное законодательство действительно предъявляет слишком много абсурдных требований, которые практически невозможно выполнить, и проще отдать деньги. В любом случае, этот вопрос каждый решает для себя сам.

Начать дискуссию