ГК РФ

Железная дорога несет ответственность лишь в виде пеней

ФАС Волго-Вятского округа признал необоснованными требования о взыскании убытков, вызванных несвоевременной доставкой груза (порожних вагонов) железнодорожным транспортом.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 8 июля 2009 г. по делу N А82-14644/2008-22 признал необоснованными требования о взыскании убытков, вызванных несвоевременной доставкой груза (порожних вагонов) железнодорожным транспортом.

Здесь ФАС пояснил, что Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации за нарушение дорогой перевозочного обязательства по своевременной доставке груза установлена ответственность лишь в виде пеней. При этом такой вид ответственности, как убытки данным Уставом не предусмотрен.

За просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пеню в размере девяти процентов платы за доставку такого вагона за каждые сутки просрочки.

Системное толкование данных норм Устава позволяет сделать вывод о том, что за данное нарушение договора перевозки, ответственность неисправного контрагента в силу прямого указания закона заключается в установлении фиксированного предела ответственности безотносительно к размеру ущерба, то есть объем ответственности ограничен размером провозной платы. 

Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности применения принципа ограниченной ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке и, соответственно, ограничения права кредитора на возмещение убытков.

Кроме того, исключительный характер неустойки, установленный законом при нарушении условий договора перевозки порожнего вагона о сроке его доставки, препятствует возмещению убытков, так как исключает право на их взыскание.

Начать дискуссию