ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении № А10-4412/2011 от 03.04.2012 подтвердил, что поскольку администрацией не доказана необходимость обременения земельного участка путем установления публичного сервитута, сервитут установлению не подлежит.
ФАС отметил, что публичный сервитут устанавливается законом или иными нормативными правовыми актами в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. В законодательстве содержится исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, в частности, для прохода или проезда через земельный участок.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Возможность установления публичного сервитута базируется на принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
Администрацией не представлены документы, подтверждающие необходимость обременения земельного участка путем установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, и отсутствие иной возможности у неопределенного круга прохода или проезда к каким-либо объектам.
Цель установления публичного сервитута на земельный участок, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, в оспариваемом распоряжении не указана. Протокол общественных слушаний не содержит сведений о необходимости установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недоказанным правомерность установления публичного сервитута в отношении спорных земельных участков.
Начать дискуссию