Суды Северо-Кавказского округа рассмотрели интересное дело по липовой реорганизации ООО в попытке уйти от восстановления НДС при использовании имущества в деятельности, облагаемой УСН.
ООО "Эшфорд Инвестмент" в процессе реорганизации в форме выделения передало имущество на 75 млн.рублей (ресторанный комплекс) ООО "Монерон", выделенное общество в дальнейшем присоединилось к ООО "Море". К последнему и были предъявлены претензии налоговой инспекции по поводу восстановления НДС.
За период с 2009 по 2013 года ООО "Эшфорд Инвестмент", участвуя в долевом строительстве и оснащая ресторанный комплекс, заявляло НДС к вычету и возмещало НДС. На внеочередном общем собрании участников этого общества было принято решение о реорганизации путем выделения из ООО "Эшфорд Инвестмент" общества с ограниченной ответственностью "Монерон" с уставным капиталом 100 тыс. рублей. Единственная доля размером 100% принадлежит юридическому лицу ООО "Эшфорд Инвестмент". Далее, на внеочередном собрании участников ООО "Монерон" принято решение увеличить уставный капитал общества до 500 тыс. рублей за счет взноса денежных средств новым участником - Рябцевым М.М, этому же лицу принадлежит доля в размере 93% в УК ООО "Эшфорд Инвестмент". Таким образом, новое общество получило право перехода на УСН и с 2014 года перешло на эту систему налогообложения. На УСН перешло и ООО "Эшфорд Инвестмент".
13.05.2014 принято о присоединении ООО "Монерон" к ООО "Море". Имущество в виде ресторанного комплекса "Сайт-Мишель" перешло в собственность к ООО "Море". Учредителем этого общества является Рябцева Ю.Ю. - супруга Рябцева М.М. Предприятие с момента создания применяло УСН и осуществляло деятельность ресторана. С 01.01.2012 года арендовало ресторанный комплекс по адресу у ООО "Эшфорд Инвестмент", с 01.08.2013 - ООО "Монерон".
По мнению налоговых органов, последовательная реорганизация юридических лиц и переход ресторанного комплекса от ООО "Эшфорд инвестмент" к ООО"Монерон" и далее - к ООО "Море", фактически не изменила собственников имущества - супругов Рябцевых. Все участники правоотношений являются взаимозависимыми и подконтрольными лицами, а их действия носят согласованный характер. В данном случае совокупность факта передачи основных средств (факт реорганизации) и установленных по делу конкретных обстоятельств, свидетельствует о преследовании налоговой выгоды.
ООО "Море" же указывало, ссылаясь пункт 8 статьи 162.1 НК РФ, что обязанность восстановить налог не передается налогоплательщику при реорганизации в форе присоединения. При реорганизации общества преследовали достижение экономического результата; факт получения необоснованной налоговой выгоды налоговой инспекцией не доказан; недобросовестность налогоплательщика не доказана; недобросовестность не подлежит правопреемству. Но суды не поверили доводам общества.
АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 04.10.2016 N Ф08-7050/2016 по делу N А32-2471/2015 согласился с доводами налоговой инспекции, представившей доказательства взаимозависимости всех трех ООО и правомерность доначисления НДС ООО "Море".
Начать дискуссию