Российское законодательство на протяжении всей новейшей истории как бы пытается создать систему разных требований к ведению бухгалтерского учета для крупного и малого бизнеса. К сожалению, эти попытки почти не приносят результата.
Причина коренится, скорее всего, в слабой заинтересованности в малом бизнесе, среднем классе, наличии обеспеченных и независимых людей. Гораздо дешевле распоряжаться на своё усмотрение несметными природными богатствами, подбрасывая жалкие дотации редеющей толпе люмпенов, а как ими удобно управлять...., в общем, эти понятные мотивы очень хорошо отражаются в налоговых реформах. Так например, специалисты ООО «Аллент-Аудит» постоянно рассматривая варианты бухгалтерского обслуживания своих клиентов по упрощенной системе налогообложения, на основании большого опыта могут сделать вывод, что специальный налоговый режим привлекателен только на первый взгляд. Многих специфика бизнеса обязывает работать с НДС, многие не могут себе позволить платить 6% с оборота, иной раз даже минимальный 1% значительно больше того, что платит общая система налогообложения. Главное, что производственная компания 6% с оборота не покроет никогда, а вести доходную и расходную часть при варианте уплаты 15% с разницы между доходами и расходами на производстве невозможно. Требования традиционного бухгалтерского учета для мегакорпораций и для мелких компаний почти одинаковы.
В итоге борьба за выживание заставляет малый бизнес вырабатывать свой практический подход к системе ведения бухгалтерского учета, не дожидаясь от государства разумных реформ. Во время обсуждений с клиентами нюансов бухгалтерских услуг или восстановления бухгалтерского учета видно, что общественная мысль постоянно совершенствуется. Но, не смотря на меняющиеся тренды, зачастую главным остается вопрос - нужен ли вообще бухгалтерский учет? Зачем систематически изыскивать средства на бухгалтерское обслуживание, когда проще жить по правилам коррумпированного общества? Проще! Но только если это бизнес уровня мастерской по ремонту обуви, суть развития которого сводится к ускорению забивания гвоздей. Как известно уровень производственных отношений должен соответствовать характеру и уровню развития производительных сил. Бизнес в развитии требует взаимодействия и внимания извне, для привлечения любых форм инвестиций и отсутствия фискальных помех информация о бизнесе в виде отчетности должна быть безупречной. Поэтому бухгалтерское обслуживание является неотъемлемым инструментом развития бизнеса. Чтобы этот инструмент безупречно работал, он должен обладать определенным набором характеристик:
1. системность и бесперебойность
2. быть квалифицированным
3. разумно стоить
4. способствовать экономии средств, в том числе налогов, в том числе создавая легитимные решения по их снижению
5. защищать от фискального произвола
6. освободить время предпринимателя для бизнеса
Согласно законодательству бухгалтерское обслуживание может осуществляться главным бухгалтером, частным бухгалтером и профессиональной компанией.
Качество работы частных бухгалтеров не соответствует пунктам 1, 4, 5, 6 и крайне редко соответствует пункту 2 вышеназванного списка. Экономия на вознаграждении сомнительна, так как плохой бухгалтер может нанести вред невосполнимый, который в лучшем случае выразится в восстановление бухгалтерского учета.
Хороший главный бухгалтер сочетает характеристики пунктов 2, 4, насчет соответствия пункту 5 уверенности нет, так как главный бухгалтер не отвечает за свои ошибки, и в крайнем случае всегда может написать заявление об увольнении. Если речь идет о хорошем главном бухгалтере, экономией на вознаграждении придется пожертвовать. Человеческий фактор не может гарантировать бесперебойность работы, а также не получится до конца сосредоточиться на бизнесе, так как современный бухгалтерский учет требует сильной IT-поддержки, а бухгалтера нужно систематически обучать и проверять.
Вероятно, именно по этой причине в странах с более развитой экономикой бухгалтерским обслуживанием занимаются в основном профессиональные компании. Действительно, хорошая долго работающая компания, профессионально занимающаяся бухгалтерским обслуживанием, отвечает требованиям всех шести пунктов.
Для того, чтобы сделать правильный выбор среди многообразного количества предложений бухгалтерских услуг, нужно получить следующую информацию:
- Как давно существует компания? Бухгалтерский учет существует более 500 лет и это достаточно консервативный вид деятельности. Поэтому чем дольше существует бухгалтерская фирма, тем лучше отлажена технология бухгалтерского обслуживания.
- Если компания существует давно, например более 10 лет, есть ли клиенты, которые пользуются её бухгалтерскими услугами все это время?
- Есть ли среди клиентов компании с документооборотом от 2000 документов в месяц? Опыт работы с большими объемами документов и выручки говорит о наличии отлаженной системы, хорошей IT-поддержке и опыте решения сложных вопросов налогообложения.
Сколько стоит обслуживание? Обычно стоимость бухгалтерских услуг дешевле рыночной зарплаты бухгалтера на 20%. Если стоимость еще дешевле или откровенно демпинговая, бухгалтерских услуг Вы не получите.