Проблемы оказания управляющими компаниями некачественных услуг по обслуживанию многоквартирных домов являются общенародными. Дома нуждаются в капитальном ремонте, износ сетей превысил все критические отметки, а управляющие компании продолжают взимать оплату за свои услуги с населения, не предпринимая фактически никаких усилий по обслуживанию закрепленных за ними многоквартирных домов. Система оплаты услуг и расходования денежных средств управляющими компаниями не является прозрачной, что влечет за собой многочисленные злоупотребления своими полномочиями со стороны управляющих компаний. Многие, получая счета за ЖКХ, даже не представляют, на что именно расходуются деньги, где результаты работ управляющих компаний?
На сегодняшний день отрасль нуждается в радикальном реформировании по всем направлениям. Необходимо повышение ответственности управляющих компаний, а также решение проблемы «открытости» и «прозрачности» их деятельности. Указанные проблемы, по мнению некоторых законодателей, выступивших с соответствующей инициативой, могут быть решены путем введения обязательного саморегулирования в сфере ЖХК.
25 мая 2012 года в Государственной Думе РФ в первом чтении был принят Законопроект «О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами)». Согласно данному законопроекту управляющим компаниям для осуществления своей деятельности необходимо будет вступать в саморегулируемые организации (СРО) – некоммерческие объединения представителей отрасли ЖКХ, уплачивать обязательные членские взносы, а также формировать компенсационный фонд на случай, если деятельностью управляющей компании-члена СРО будет нанесен ущерб в результате некачественного оказания услуг. Средства из указанного компенсационного фонда предназначены для покрытия последствий причиненного вреда. В рамках саморегулирования также планируется введение обязательных электронных паспортов технического состояния многоквартирных домов. Такой документ будет хранить информацию о состоянии каждого дома, проводимых мероприятиях по обслуживанию и ремонту, что должно повысить эффективность ведения капитального ремонта и контроль за ним со стороны жильцов и государства.
Внедрение саморегулирования в отрасли управления многоквартирными домами должно создать профессиональное сообщество в сфере ЖКХ, так как саморегулируемые организации будут обязаны разрабатывать стандарты доступа к работе на данном рынке компаний, а также определять механизмы ответственности за недобросовестное оказание услуг.
Несмотря на то, что законопроект еще не принят окончательно, уже созданы и функционируют на добровольной основе несколько СРО в ЖКХ, и это уже приносит свои положительные результаты. Так, например, в Архангельской области после взрыва бытового газа в многоквартирном доме управляющая компания, член СРО, возместила ущерб за счет средств компенсационного фонда.
На данный момент для вступления в добровольное СРО в ЖКХ управляющей компании достаточно предоставить уставные документы и оплатить минимальные взносы, после чего она получает свидетельство о членстве. Если же законопроект о введении в отрасли системы саморегулирования будет принят, управляющим компаниям для вступления понадобится предоставлять не только уставные документы, но и сведения о наличии специалистов и техники, требуемых для осуществления своей деятельности.
Введение обязательного саморегулирования в сфере ЖКХ может принести как положительные результаты, так и отрицательные. На примере строительной отрасли, где система обязательного саморегулирования существует с 2010 года, можно видеть, что саморегулирование дает множество возможностей для различных злоупотреблений. Так, в строительной отрасли существует множество недобросовестных и, можно сказать, коррумпированных, СРО. Такие СРО за определенную плату при проведении плановых проверок деятельности членов «закрывают глаза» на их несоответствие требованиям законодательства, стандартов и правил осуществления деятельности, расходуют средства из компенсационного фонда СРО на собственные нужды, не связанные с возмещением вреда от недостатков работ, осуществляют прочие противоправные действия. Можно предположить, что если законодательство в области саморегулирования ЖКХ будет настолько же «сырым», каким оно является в строительной отрасли, отрасль ЖКХ ждут те же проблемы, а введение саморегулирования будет бессмысленным.