Обзор литературы о дневных ходовых огнях

Безопасность на дорогах – это наука, поэтому различные ее сферы постоянно обсуждаются во всем мире, в любых странах. Много дискуссий в последние годы возникло вокруг дневных ходовых огней, или daytime running lamp (сокр. ДХО, DHL).

Безопасность на дорогах – это наука, поэтому различные ее сферы постоянно обсуждаются во всем мире, в любых странах. Много дискуссий в последние годы возникло вокруг дневных ходовых огней, или daytime running lamp (сокр. ДХО, DHL).

Относительно этого осветительного прибора, который призван делать автомобиль заметнее в светлое время суток, проводились различные исследования, публиковались статьи, которые можно найти на английском, русском, украинском и других языках. Основные полученные данные для удобства автомобилистов попробуем собрать в данном тексте, чтобы получить общее представление о ДХО.

Принципы использования

Введены устройства впервые были в 70-х годах в Скандинавских странах, чтобы компенсировать недостаток естественного света. Они должны помогать отделять транспортное средство от фона. При этом не совсем верно то, что они помогут различить только встречный автомобиль или едущий сбоку. Становятся заметнее и позади следующие машины в зеркалах. Теоретически это позволяет быть более подготовленным к совершению маневров.

Влияние на видимость

Американские исследования, проведенные NHTSA в 2000 году, демонстрируют, что достигается сокращение аварий благодаря ДХО приблизительно на 5-7% в зависимости от остальных дорожных условий (уровня солнечного света, загруженности дорог и др.). При этом в США подтвердили, что слишком яркое освещение может вызывать блики. Поэтому ранее там были разрешены ДХО до 7000 кд, теперь до 1500 кд. В Европе используются приборы до 1200 кд, в России до 800 кд. Такие не слишком яркие устройства исключают ослепление водителя, движущегося навстречу, в то же время они заранее служат сигналом готовности, помогают вовремя и правильно осуществить маневр. Кстати, увидеть дневные ходовые огни на фото на американских машинах можно практически повсеместно – часто они устанавливаются уже на заводе, можно приобрести эту опцию и отдельно.

Дальше, что касается видимости. Австралийский Департамент Инфраструктуры и Транспорта пишет о том, что мотоциклы, оборудованные ДХО, легче увидеть, чем такие транспортные средства без дневных ламп. Это связано еще и с тем, что мотоциклы сами по себе менее заметны, чем любые автомобили – будь то малолитражные или внедорожники. Также Департамент сообщает, что в согласии с исследованиями 1999 года, в которых машины с ДХО сопоставлялись с машинами без ДХО, водители в 5 раз быстрее реагировали на появления транспортных средств, имеющих дневное освещением.

Как видим, даже в солнечных странах, как и в Скандинавских, признается, что данное оборудование имеет значение. Поэтому на данный момент ДХО в Австралии только рекомендованы, не являются обязательными, но их законодательное введение уже рассматривается.

Сравнение с ближним светом

В некоторых странах разрешено использовать вместо специальных дневных осветительных приборов ближние фары. Но это не столь эффективно по нескольким причинам. Во-первых, от фар много света направлено на поверхность дороги, что не слишком благоприятно днем, хотя, несомненно, полезно ночью. ДХО же светят под иным углом, машину с ними легче увидеть. Во-вторых, потребляют ДХО, которые обычно работают с помощью светодиодов, в 3-4 раза меньше электроэнергии, чем фары ближнего света. В общем, данные устройства эффективнее, как эффективнее парктроник на 6 датчиков по сравнению с тем, что оснащен меньшим их количеством.

Но нельзя не сказать, что использовать ДХО ночью вместо фар ближнего света категорически не рекомендуется: они просто ослепят водителей встречного транспорта в это время суток. Поэтому эти приборы должны отключаться при работе других источников света.