В начале XIX века никто представить не мог, что странный материал, называемый «пластиком», станет одним из самых востребованных материалов на производстве, а уж тем более никто бы не подумал, что станет основным материалом для производства окон. Идея создания ПВХ-окон принадлежит американцам, именно в США будет установлен рекорд по производству и продаже пластиковых окон – 15 миллионов экземпляров в 1997 году. Сегодня на рынке преобладают пластиковые окна, купить которые не составляет никакого труда, а раньше люди долго не принимали и относились пренебрежительно к этому продукту. Это небольшая история о самом конкурентном виде бизнеса и трех находчивых предпринимателях и их долгом трудном пути к признанию.
История ПВХ
С давних времен люди пытались создать синтетический материал, который превзойдет по всем физическим характеристикам любое природное сырье, будет дешевле и поможет сберечь ресурсы. Поливинилхлорид (ПВХ) – один из самых старейших синтезированных материалов, который применяется в промышленности. Множество источников подтверждает появление и использование (зачастую безрезультатное) его в различных уголках мира в разное время. Ранние упоминания приходятся на середину XIX века. Первое относится к 1838 году, когда в ходе различных опытов, ПВХ был обнаружен французким химиком Генри Виктором Реньо, второе – немецкий химик Евген Бауман в 1872 году добился подобного результата. В обоих случаях полученный материал описывался как твердые белые гранулы, которые образовались случайно при взаимодействии винилхлорида и солнечного света. Но с полученным материалом было сложно работать, и никто не пытался использовать его в промышленных целях. В 1913 году немецкий изобретатель Фредерик Генрих Август Клатте запатентовал поливинилхлорид. В 1920 году в США случился настоящий ПВХ-прорыв, который связан с B.F.Goodrich и производственным ученым Вальдо Семоном. Перед Вальдо стояла задача – найти достойную альтернативу очень дорогому в производстве натуральному каучуку. Все эксперименты привели к поливинилхлориду, который отвечал всем требованиям компании – материал обладал водонепроницаемыми свойствами как каучук, предоставлял возможность не использовать природные ресурсы и имел низкую себестоимость. Продукт быстро приобрел огромную популярность и нашел широкое применение во многих промышленных отраслях. Во время Второй Мировой Войны ПВХ применялся в качестве изоляционного материала для проводки на военных кораблях.
В 1926 году Вальдо Семон предложил ПВХ в качестве альтернативы натуральному каучуку.
Как все начиналось
На дворе 1950 год. Мир оправился от войны, и с ростом экономики увеличивается население. Новым семьям нужны новые дома, нужны новые окна, которые будут недорогими и долговечными. Нужны новые технологии. В те времена еще никто сильно не задумывался об энергосбережении, людям просто были необходимы качественные окна и уют в доме. Трендом середины XX века были алюминиевые окна, которые были намного прочнее обычных, но плохо удерживали тепло.
«Я занимался производством алюминиевого профиля и его продажей оконным компаниям. В 1957 году я серьезно хотел связать свою жизнь с алюминиевыми окнами, - рассказывал Дэвид Вейс, который основал Modem White Mfg. в Питтсбурге в 1959 году, - Кто-то показал мне кусочек ПВХ изделия компании B.F. Goodrich, я знал обо всех проблемах алюминиевых окон и сразу же понял, что за этим материалом будущее». Некоторое время спустя Вейс принял решение сделать упор на подающий надежды новый материал. Его компания была переименована в Thermal Industries, и именно под этим именем компания стала всемирно известной.
Еще одного человека, который был в поисках альтернативы алюминиевому профилю звали Пауль Манкусо: «В 1950 году я основал компанию Fiberlux в штате Нью-Йорк, которая производила стекловолокно. А моя дочерняя компания Westchester Window производила профиль для алюминиевых окон, и уже в те годы я был обеспокоен неперспективностью этого продукта. Я был очень заинтересован новым материалом от B.F. Goodrich».
И третья личность – Леон Слокомб, работавший тем временем на крупную химическую компанию DuPont был воодушевлен новыми горизонтами, которые открывал пластик. К тому же отец Слокомба занимался производством алюминиевых окон. «Благодаря отцу я многое узнал об окнах, - рассказывал Леон, - Из-за высокой теплопроводности алюминий совсем не годится для окон». Немного позднее Слокомб основал Slocomb Industries в штате Вашингтон и начал сотрудничать с Goodrich.
Пластиковое окно, которое выдержало вес бульдозера. Демонстрация износостойкости и надежности нового продукта.
Первые проблемы пластиковых окон
«Дураки идут там, где мудрые боятся ступать, - говорил Дэвид Вейс, - Выпустив новый продукт, я столкнулся с новыми проблемами». Американцы предвзято отнеслись к первым пластиковым окнам. Тогда пластик казался всем дешевым и недолговечным, хрупким материалом.
«Для народа пластик – это детские игрушки и мусорные ведра», - рассказывал Пауль Манкусо, - Они не представляли насколько практичны пластиковые окна, которые практически не нуждаются в техническом обслуживании. Вместо этого они покупали алюминиевые окна, которые стоят в два раза дороже».
«Мы бились 20 лет и не могли пробить стену народного отторжения пластиковых окон до 1980 года», - вспоминал Леон Слокомб.
Но общественное неприятие и низкие продажи не были единственными проблемами. «Было много людей, которые после презентации оставались довольны и понимали, что ПВХ окна – отличный продукт, - говорит Манкусо, - Главной проблемой было непонимание продавцов, служб доставки и специалистов по установки, с каким новым продуктом приходится иметь дело. У нас был отличный менеджер по продажам, но до этого он продавал обувь, и ему было непросто изучить и продвигать новый продукт. Службы доставки теряли необходимые детали, без которых окно просто не будет функционировать, а мастера, из-за незнания технологии, часто неправильно выполняли сборку, что приводило к поломкам и портило имидж нового продукта. Это был настоящий кошмар».
Вейс : «Технология производства ПВХ профиля не была доведена до совершенства, недолго после установки окна пластик начинал желтеть. Пластиковые окна производятся путем сваривания всех частей профиля между собой, в то время на рынке США еще не появилось специализированное оборудование, которое было представлено в Европе. Мы делали все подручными инструментами в наших гаражах и таким образом мы произвели несколько тысяч окон!». Для создания специализированного сварочных аппаратов Вейс и Манкусо сотрудничали с американскими производителями инструментов.
Специализированное европейское оборудование для производства пластиковых окон, которого так сильно не хватало в США.
Первый успех
В Thermal Industries были учтены и исправлены все недочеты, и вскоре пошли первые крупные продажи. «Первый успех здорово подбодрил меня и дал стимул для дальнейшего развития, - делился впесатлениями Вейс, - В 1966 году мы продавали окна с одним стеклом и толщиной оконной рамы в один дюйм. В этих конструкциях не было балансировки, и все было довольно примитивно, но несмотря на это, мы продали 30 тысяч экземпляров».
Но постепенно на рынке начинает расти спрос на более сложные, удобные и технологичные конструкции. Особенно в 1973 году во время Нефтяного кризиса возникла серьезна проблема с потреблением ресурсов и энергосбережением. Именно благодаря этому событию произошел прорыв в мире пластиковых окон. Предприимчивый Пауль Манкусо провел крупную выставку ПВХ окон в Нью-Джерси, где были продемонстрированы все теплосберегающие свойства. Это имело колоссальный общественный резонанс. К тому же, стоимость пластика была значительно ниже алюминия, и в 70 гг. закрылось огромное количество компаний по производству алюминиевых окон.
Реклама оконной компании Fiberlux, которую основал Пауль Манкусо.
Европейская интервенция
Американский и европейские рынки пластиковых окон развивались параллельно независимо друг от друга. С ростом количества производителей в США в 70-80 гг. на рынок начали проникать европейские бренды. «У немцев была странная тактика продаж, - вспоминает Вейс, - В США стенки большинства домов были очень тонкими, а они пытались продать свои массивные супер-долговечные дорогие окна…да для таких окон пришлось бы строить новый дом. Поэтому им потребовалось несколько лет, чтобы адаптировать свою продукцию под наш рынок. Пришлось учесть все нюансы и продавать пластиковые окна дешево».
Сиги Валентин, представитель европейской компании Komcraft, которая в последствии была продана L.B.Plastics: «Окна совсем не соответствовали американскому рынку, они были очень тяжелыми и дорогими. Мы совсем не понимали американцев. В Европе все, что является технологически совершенным, автоматически становится востребованным, а рынок США требует технологичных и практичных решений, которые будет доступны по цене большей части населения». Trocal, Rehau, окна Veka, and L.B. Plastics – всем компания пришлось адаптироваться.
В 1980 году в США было продано всего около 600 000 ПВХ окон, в течении нескольких лет эта цифра медленно росла, и к 1984 году рынок окон принадлежал на 10% пластиковым конструкциям, а уже к концу десятилетия количество проданных экземпляров достигало 6 миллионов.
Совершенно новый тип окон
Причиной колоссального успеха пластиковых окон стало изобретение однокамерного стеклопакета, который появился на рынке в 1983 году. «В те времена все зависело от строительных компаний, - вспоминал Манкусо, - Именно они задавали тренд и решали, какие окна будут устанавливаться в домах, а ПВХ еще казался им сомнительным продуктом. В новых зданиях устанавливались деревянные окна, поэтому мы решили разработать дизайн окна со скошенной кромкой, чтобы они максимально напоминали традиционные окна. Мы попытали убедить строительные конторы установить на объектах металлопластиковые окна бесплатно, попробовать и попытаться найти все минусы. Но они не нашли. Именно после этого новый тип окон имел неимоверный успех». С этого момента начался небывалый рост производства и продаж пластиковых окон во всем мире. В 1997 году в Америке было продано 14.5 миллионов экземпляров.
Одна из первы публичных презентаций однокамерного стеклопакета.