Как продавать готовые бизнесы

о данным исследования инвестиционной группы «Финам», «Делошоп» занимает около 3-5% этого рынка, в то время как ни одной другой компании не принадлежит даже 1%, что позволяет назвать «Делошоп» единоличным лидером.
Как продавать готовые бизнесы

«Делошоп» – старейшая на российском рынке компания, занимающаяся продажей готовых бизнесов. По данным исследования инвестиционной группы «Финам», «Делошоп» занимает около 3-5% этого рынка, в то время как ни одной другой компании не принадлежит даже 1%, что позволяет назвать «Делошоп» единоличным лидером.

Сегодня компания активно развивается, темпы роста составляют около 50-70%. Ее выбирают, главным образом, за индивидуальный подход к каждому клиенту, а также за высокий уровень ответственности всех отдельно взятых специалистов и предприятия в целом.

Трудности оценки

Рынок услуг по продаже готовых бизнесов начал формироваться в России в конце 1990-х годов. Первоначально компании размещали свои предложения на универсальных досках объявлений – к примеру, в разделе «Недвижимость». «Делошоп» первым в России создал специализированный ресурс для продажи именно готовых функционирующих бизнесов. Впрочем, компания не ограничилась только интернет-площадкой и сразу предлагала клиентам полный спектр услуг, в том числе оценку продаваемого бизнеса и юридическую помощь при оформлении сделок.

Оценка бизнеса существенно отличается от оценки недвижимости. Существующие западные методики даже сейчас не вполне соответствуют российским реалиям, а пятнадцать-двадцать лет назад они вообще были не актуальны, т.к. не учитывали в нужной степени много критически важных факторов, характерных для ведения бизнеса в России. Специалисты компании «Делошоп» адаптировали известные модели оценки бизнеса к российским реалиям.

К концу 2000-х годов менеджмент компании «Делошоп» обратил внимание на то, что на продажу поступает все больше бизнеса, ориентированного на интернет: например, сайты электронной коммерции, информационные курсы и так далее. Их доля повысилась с 1-2% в 2005 году до 10% в 2010 году. К сожалению, традиционные методы оценки, даже приведенные в соответствие с российским рынком, было невозможно применять к «виртуальному» бизнесу. Возникла новая задача – разработать методики оценки интернет-бизнеса, теперь уже с нуля.

Для решения этой проблемы «Делошоп» привлек группу экспертов интернет-бизнеса, которую возглавил известный специалист в области интернет-маркетинга Леонид Лукин. Под его руководством были сформированы инновационные модели оценки бизнеса, включающие такие факторы, как посещаемость ресурса, количество активных пользователей, доходность, стабильность получения дохода, стоимость привлечения и удержания клиентской базы. Уникальность методики заключалась в том, что помимо оценки текущего состояния бизнеса она учитывала риски, связанные с динамичным развитием отрасли интернет-коммерции и частой сменой трендов. Благодаря действительно профессиональному подходу к анализу стоимости бизнесов «Делошоп» стал настолько популярным, что практически все интернет-бизнесы в течение многих лет выставляются на реализацию именно на его площадках. Ежемесячно на сайты компании добавляется около 300-500 интернет-бизнесов на продажу, а посещаемость составляет 50-100 тыс. человек в месяц.

От интернета к франшизам и обратно

Помимо того, что продажа IT-бизнеса стала для «Делошопа» отдельным направлением, у большинства традиционных оффлайн-компаний начали появляться интернет-активы – например, сайты для электронной продажи товаров, и нужно было учитывать их стоимость при оценке компаний. Кроме того, поскольку в последние 5-10 лет большая доля клиентов у оффлайн-компаний появляется благодаря интернету, нужно уметь рассчитывать стоимость привлечения клиентской базы, стоимость лида, а также прогнозировать, есть ли перспективы развития онлайн-направления у той или иной компании.

Также «Делошоп» в 2004 году решил несколько расширить бизнес и запустил FRshop – отдельную бизнес-площадку по продаже франшиз. В рамках этого направления «Делошоп» оказывает полный комплекс услуг в области франчайзинга: от разработки пакета франшизы до непосредственной продажи. Портал frshop.ru помогает владельцам бизнесов рекламировать свои франшизы, находить региональных партнеров и выгодно реализовывать свои предложения. Разумеется, «Делошоп» проводит также подбор франшиз для конечных покупателей и осуществляет сопровождение сделок. В среднем в продаже находится около 1500 франшиз одновременно! Так как для франшиз особенно важна интернет-составляющая бизнеса, то и здесь активно применяются модели оценки, разработанные экспертным советом компании «Делошоп».

На сегодня «Делошоп» помог заключить сделки по купле-продаже около 3 000 готовых бизнесов и 200 франшиз. Среди них, к примеру, продажа одной из крупнейших строительных компаний России в городе Уфа, которая специализируется на производстве объектов из металлоконструкций. Из недавних франшиз стоит отметить подготовку и сопровождение крупной сделки с компанией «ИнВитро», занимающейся медицинскими лабораторными исследованиями. Учитывая актуальные тенденции, а также то, что многие традиционные бизнесы постепенно переходят в онлайн, можно прогнозировать стабильное увеличение количества и процента сделок именно в интернет-сегменте. К работе с ним и ко всем рискам, связанным с интернет-бизнесом, в компании «Делошоп» уже давно готовы.