Артур Зеленый: как построить бизнес-империю на готовой еде? Полная биография короля доставки

Артур Зеленый к своим 32 годам построил несколько успешных бизнесов, главный из которых — Performance Group, компания по производству готовых рационов еды с годовым оборотом в 5 млрд рублей. Рассказываем об опыте Зеленого в построении бизнеса и о том, как очередной проект стал историей колоссального успеха. 

Начало истории: учеба и первые бизнесы

Артур Зеленый — тот самый человек с «деловой хваткой», которая начала проявляться еще в детстве.

Артур Эдуардович Зеленый, фото 2023 года

В 15 лет он занялся тюнингом своего квадроцикла, чтобы победить на российском чемпионате по мотокроссу — ему удалось договориться с поставщиками и собрать квадроцикл мечты. В итоге в чемпионате Зеленый занял первое место, и другие гонщики стали обращаться к юноше за тюнингом своих вездеходов. На этом Зеленому удалось заработать свои первые $100 000.

Потом он поступил в МГУ на факультет мировой политики, и начал заниматься другими видами бизнеса — открывал ресторан, школу фотографии, несколько интернет-магазинов сантехники. Все проекты были прибыльными — но «выстрелила» в итоге готовая еда. 

Артур Зеленый — успешный предприниматель, в 2021 году вошел в список «30 самых перспективных россиян до 30 лет»

Еда — занятие для увлеченных

Performance Group, основанная Артуром Зеленым — компания по доставке готовой еды. Она запустилась в 2015 году, а на I квартал 2023 года, по данным Инфолайн, заняла 41% всего рынка готовых рационов. Бизнес с каждым годом только растет, и амбициозная цель «короля доставки» Артура Зеленого захватить 50% рынка кажется все более достижимой. 

Изначально компания была ориентирована на создание исключительно полезной еды — для спортсменов, худеющих или следящих за здоровьем людей. Но со временем в среди линеек продуктов появилась и просто изысканная еда для удовольствия.  

Сейчас в Performance Group входят бренды:

Performance Food — премиальное здоровое питание. Тут подбирают рационы под определенные цели (вроде похудения или нормализации уровня сахара в крови), учитывают образ жизни, состояние здоровья и даже хобби. В меню — тунец в йогуртовом соусе, смузи из розовой гуавы и еще сотни интересных блюд. 

Level Kitchen — готовые рационы для тех, кто хочет похудеть, удержать вес или нарастить мышцы. Можно выбрать меню, подходящее по калорийности, балансу КБЖУ, количеству порций в день. Это вторая компания, которая вошла в Performance Group. 

My Food — рационы с блюдами из разных стран мира для тех, кто просто любит вкусно поесть. Третья компания в Performance Group и первая из них, не ориентированная исключительно на здоровое питание. 

Сегодня в Performance Group входят 3 бренда.  Они возникали постепенно — в зависимости от изменяющихся потребностей аудитории

Откуда взялась идея Performance Group, и во что она в итоге превратилась 

Бизнесмен рассказывает, что идея открыть бизнес, связанный со здоровым питанием, пришла ему из-за собственного внешнего вида. Артур какое-то время жил в США — и параллельно активно занимался спортом. Для правильного формирования рельефной мускулатуры нужно соответствующее питание: частое, по 5-6 раз в день, состоящее из свежей и натуральной еды, где было бы много белка. В Штатах с такой едой оказалось сложно, и в итоге Зеленый набрал вес. После возвращения на родину он стал искать сервисы, которые могли бы доставлять ему правильное питание — и понял, что его не устраивает ни один. Поэтому решил создать свою. 

Артур Зеленый во время занятий спортом

Первые шаги в бизнесе — открытие Performance Food, арендованная кухня в Москве на 250 кв. м. и повар, который сам моет за собой посуду и выносит мусор. Сначала еду заказывал только сам Зеленый, его семья и близкие друзья, но очень быстро спрос начал расти. Почти сразу в штате появился диетолог, который помогал формировать сбалансированные рационы, и множество оригинальных рецептов из простых продуктов. Так у компании появилась возможность не просто доставлять готовую еду на целый день, но и персонализировать предложения — и она стала это делать, одна из первых в РФ. Всю выручку тратили на увеличение производственных мощностей и маркетинг — и не зря. 

Бизнес окупился уже после года существования: на первых порах Зеленый вложил в него около 30 млн, а выручки в 2016 году получил уже более чем на 70 млн рублей. Для молодого бизнеса это было значительной цифрой — особенно учитывая, что компания не привлекала заемные средства для развития. Но сегодня, по словам Артура, примерно столько бизнес зарабатывает в неделю. 

Вскоре арендованной кухней и в целом небольшими помещениями стало не обойтись. Тогда же у Зеленого возникла идея сегментировать производство — то есть, создать разные бренды для разных целевых аудиторий. Поэтому в 2017 году он запускает компанию Performance Group, а Performance Food начинает работать как один из нескольких брендов вместе со свежезапущенным Level Kitchen.

В 2018 году Артур входит в пятерку лучших предпринимателей сферы food-tech по версии Rusbase. 

В 2019 в Москве запускается большой завод Performance Group — он становится седьмым по счету в компании и самым большим в России производством блюд полного цикла. К этому времени готовые рационы, которые производит компания, продаются не только в Москве, но и в северной столице, Екатеринбурге, Краснодаре и еще десятке городов. 

Performance Group присутствует более чем в 10 городах России

В том же году небольшую долю в бизнесе купили Mail.ru Group: сначала 4%, потом все 25%. Некоторое время спустя компания вместе с Mail.ru Group войдет в экосистему Сбера — и это, по мнению Зеленого, открывает большие перспективы для роста и развития. 

После подведения итогов 2019 года оказалось, что Performance Group показала рекордный среди своих конкурентов рост — прибыль удалось нарастить на 92%.  

За 2020 год компания выпустила 19,7 млн готовых блюд — этого бы хватило, чтобы один раз накормить всех жителей Москвы и Подмосковья вместе взятых.  

Переживая тяжелые годы

Покупательский спрос на готовую еду сильно подстегнула пандемия: сидя дома, множеству людей хотелось питаться вкусно, разнообразно и за приемлемую цену — и это были не спортсмены, не те, кто худеет, и не веганы, просто обычные люди. Именно поэтому интенсивный рост бизнеса пришелся на 2019-20 годы. 

И Зеленый с командой на фоне возросшего интереса стали «докручивать» сервис доставки, чтобы сделать его еще удобнее для клиентов на карантине. Так появилась бесплатная доставка за 100 км от МКАД, бесконтактная передача заказа и сумки, упакованные дополнительно в пластиковые пакеты. Тогда же запустился и «взлетел» новый бренд Performance Group под названием My Food — сервис предлагал отличную замену уже надоевшей еде из близлежащих кафе. 

Также Performance Group бесплатно доставляла питание врачам в самых «горячих» точках пандемии — более 100 тысяч готовых блюд отправились в московскую Коммунарку и две питерские больницы. Зеленый отмечает, что благодарственное письмо от директора НИИ им. Склифосовского Сергея Петрикова — одна из самых ценных наград, которую он когда-либо получал.

Performance Group Артура Зеленого за время пандемии предоставила докторам более 100 000 порций готовой вкусной еды

В 2021 году Зеленый становится финалистом рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет». 

Большие планы «короля доставки

Артур Зеленый по-прежнему планирует расширять компанию, оставаясь при этом максимально поддерживающим клиентов сервисом даже в самые нестабильные времена. Так, в 2022 году Зеленый уже принимал решение о заморозке цен на рационы Level Kitchen и My Food, несмотря на резкое подорожание всех продуктов питания. 

Артур Зеленый не расстается с телефоном даже на фотосессиях, потому что работа на ждет

Вот какие планы на ближайшее будущее у Артура Зеленого и Performance Group: 

  • расширять производство в регионах. Артур уверен: доставка готовой еды там будет так же популярна, как и в городах-миллионниках. Ведь если покупать продукты в магазинах и готовить такие блюда дома, в любом случае выходит сильно дороже — потребители это понимают. Поэтому Performance Group активно проникает в новые города. 

  • расширять работу в b2b-сегменте: несколько компаний в Москве уже заказывают обеды для своих сотрудников у Зеленого. 

  • делать интересные коллаборации: в этом году предприниматель запускает совместный фудтех-проект с Тимати. Сам Зеленый пока не раскрывает подробностей, но рассказывает, что в основу проекта ляжет продажа готовых блюд.