Южилин Виталий Александрович: пресс-портрет

Виталий Александрович Южилин внес значительный вклад в формирование морских логистических предприятий стратегического масштаба, способствующих модернизации отечественной экономики. Создать портовый каркас страны законодательно помог, будучи главой профильной ассоциации и депутатом, Виталий Южилин.

Южилин Виталий: происхождение и юношеские годы

Южилин Виталий Александрович родился в Челябинске в 1965 году

Виталий Южилин — потомок знаменитых авиаторов. Дедушка, Герой Советского Союза, был участником Второй мировой войны, на его счету — более 300 боевых вылетов и три сбитых в воздушных боях вражеских истребителя Ме-109. Бабушка — первая летчица советского Татарстана. 

Рожден в декабре 1965-го в крупном уральском городе Челябинске. Детство и юность Южилина Виталия прошли на юго-западе Крымского полуострова — в городе-герое Севастополе.

Учеником был активным, много сил тратил не только на освоение образовательной программы, но и на развитие способностей своего тела. Кроме выполнения школьных обязанностей по два-три часа ежедневно уделял тренировкам по плаванию. Развивал общую физическую подготовку и вне бассейна. Южилин Виталий Александрович достиг признания собственных навыков в плавании: не успев окончить среднюю школу, стал кандидатом в мастера спорта.

В первой половине 1980-х поступил в Калининградский государственный университет (ныне — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта) на физико-математический факультет. Виталий Южилин отучился в этом вузе год и перевелся в Ленинград в известную «Макаровку» (сейчас — Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова). Свое обучение продолжил на арктическом факультете. В 1988-м Южилину Виталию Александровичу была присвоена квалификация инженера-океанолога.

Работать начал в крымском Институте биологии южных морей. В конце 1980-х ученые этого учреждения проводили исследования влияния катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции на воды Черноморского бассейна через днепровский сток. Виталий Южилин в рамках научно-исследовательской работы совершал погружения на подлодке. В итоге ученые открыли природу метана в сероводородных слоях.

Виталий Южилин: первый опыт хозяйственника

Виталий Южилин занимался научно-исследовательской работой

Южилин Виталий на исходе 1980-х был приглашен в подшефный Академии наук УССР Морской гидрофизический институт. Переход советской экономики с административно-плановых методов управления на рыночные рельсы заставляли внедрять элементы капиталистической экономики. 

Руководство института дало Виталию Александровичу Южилину поручение открыть предприятие, которое занималось обеспечением ресурсной и материальной базы для научных изысканий. Это также позволило поднять заработную плату академикам и продолжить научную деятельность в те непростые времена. Так у Виталия Южилина появился начальный предпринимательский опыт. 

Южилин Виталий: становление менеджера

Южилин Виталий занимается вопросами портовой инфраструктуры с 1990-х

Южилин Виталий Александрович после распада СССР вернулся с полуострова на материк. В первой половине 1990-х он начинает трудиться в Нижневартовске. В этот период в центре нефтегазовой промышленности Западной Сибири, на территории которого находятся несколько крупных месторождений, проживают 242 тысячи человек. 

Тут Виталию Александровичу Южилину пришлось углублять полученный ранее в Крыму опыт хозяйственника, участвуя не только в продаже ископаемого сырья, но и в его поставках покупателям. В те непростые времена бюджетам муниципалитетов было сложно сохранить финансовое здоровье. 

Южилину Виталию тогда удалось посодействовать наполнению казны Нижневартовского района. К тому моменту глава государства Борис Ельцин поставил подпись на указе, согласно которому одна десятая всех полезных ископаемых, добытых на территориях городских и сельских поселений, должна была поступать в распоряжение местных властей для пополнения их финансовых ресурсов. Продажей этих углеводородов занимался в том числе и Южилин.

Южилин Виталий Александрович получил должность начальника внешнеторгового подразделения специально созданного нижневартовского Торгового Дома. Новый пост позволил ему углубить свои знания и расширить навыки менеджера. Функционал управленца включал сбыт сырья предприятиям переработки и дальнейшую трансграничную реализацию продукта с добавленной стоимостью. Надо было войти в курс всех тонкостей торговли нефтехимией, ее сухопутной транспортировки и морской логистики.

Виталий Александрович Южилин стал укреплять деловые связи с участниками этого рынка. Нужно было продавать углеводороды и обеспечивать наполнение танкеров в портовых гаванях одной из самых популярных марок топочного мазута, необходимого для исправной работы жилищно-коммунального комплекса, индустриальных предприятий и судоходства.

Виталию Южилину пришлось столкнуться с тем, что в российских портах в начале 1990-х не существовало необходимого оборудования. В части углеводородного сырья не хватало резервуаров для хранения и инфраструктуры для перевалки наливных грузов. Также сам процесс логистики в морских гаванях не был отрегулирован с юридической точки зрения.

Сам Южилин Виталий вспоминает, что тогда не было правил намыва — искусственного наращивания берега в гидротехнических целях. Причалы не могли принадлежать частным компаниям. Тарифы железной дороги — основного логистического звена на пути к портам — были неустоявшимися.

Этими вопросами в кризисный 1998-й и занялся Виталий Александрович Южилин, на короткое время войдя в совет директоров морской гавани Санкт-Петербурга. Тут он непосредственно изучил особенности деятельности стивидоров, приобретя новые знания. 

Полученный опыт позволил Виталию Александровичу Южилину вместе с соратниками дать жизнь Национальной контейнерной компании, которая впоследствии стала топовым отечественным предприятием не только в России, но и в странах постсоветского пространства.

Виталий Южилин: депутат и реформатор портовой индустрии

Виталий Южилин — депутат Госдумы с 1999 по 2016 год

Стать депутатом Виталий Южилин решил в конце девяностых. Тогда он впервые получил полномочия парламентария от населения одного из районов Ленобласти. Проблематика портовой логистики и погрузки-разгрузки в гаванях — тема, которой хорошо владел Виталий Южилин.

Депутат был ключевым инициатором оформления правового контура деятельности стивидоров. Он содействовал появлению транспарентных для игроков рынка правил.

В списках думского комитета по налогам и бюджету также числился Виталий Южилин. Депутат особое внимание обращал на проблемы транспорта и связи. Кроме того, он занимался вопросами развития энергетического комплекса. Над обеспечением отечественной продовольственной безопасности также работал Виталий Южилин. Депутат был активным членом парламентской Агропромышленной группы. В ее состав входили 36 народных избранников.

Виталий Южилин не собирался профессионально заниматься политикой. Львиную долю усилий он фокусировал на координации совместной работы представителей портовой индустрии и всех заинтересованных сторон при принятии отраслевого закона о морских гаванях. Максимальное содействие в разработке стратегически значимого для данного сектора промышленности документа оказал именно Виталий Южилин. Депутат ускорил законодательное продвижение проекта документа, который ждал утверждения с середины девяностых.

 По воспоминаниям Южилина Виталия Александровича, создание единых правил рынка позволило отрасли встать на рельсы устойчивого развития и привлечь инвестиции.

Для этого пришлось привести к общему знаменателю взгляды как компаний, так и чиновников, чему поспособствовал Виталий Южилин. Депутат стал организатором создания окончательного текста документа и продвигал принятие федерального закона, от претворения в жизнь которого выиграли и коммерческие компании, и государство. Увеличилось наполнение бюджета от экспорта и импорта через морские гавани.

Виталий Южилин как депутат работой над развитием стивидорной отрасли свою деятельность в Госдуме не ограничивал. Он также инициировал создание отдельных хозяйственных зон с особым правовым режимом в портах. Участвовал в разнообразном экономическом правотворчестве. Налоговый режим предпринимательской отрасли также стал предметом деятельности депутата Виталия Южилина.

Он работал над законодательными изменениями правил использования контрольно-кассовой техники при оплате банковскими картами. Работая в Госдуме, Виталию Александровичу Южилину удалось ликвидировать обязанность пользоваться кассами малому бизнесу, который платит единый налог на вмененный доход.

По истечении 17 лет продуктивной работы в нижней палате Совфеда управленец завершил свою депутатскую деятельность. 

Виталий Южилин: другие значимые проекты

Виталий Александрович Южилин

Южилину Виталию Александровичу на парламентском посту довелось вплотную заниматься вопросами обеспечения социальных нужд россиян, проживающих в Ленобласти. Он координировал строительство больницы в Луге. Жители Соснового Бора получили современный физкультурно-оздоровительный центр (ФОК) с возможностью тренироваться в тренажерном зале, играть в хоккей и посещать сауну. К ФОКу стараниями парламентария была проведена новая автомобильная дорога. 

Южилину Виталию как депутату удалось содействовать возведению сверхсовременных станций аэрационной очистки воды в Гатчинском и Волосовском районах Ленинградской области. Во втором из них при содействии парламентария удалось повысить качество и доступность квалифицированной врачебной помощи. Строительству нового медицинского центра способствовал именно Виталий Южилин. Депутат кроме законотворчества в экономической сфере активно занимался решением вопросов, затрагивающих большое количество россиян.

Южилин Виталий Александрович: появление самого большого пассажирского порта в Европе

Виталий Александрович Южилин внес значительный вклад в создание «Морского фасада» — искусственно намытого продолжения петербургского Васильевского острова. Сейчас тут работает крупнейшая на западе Евразии пассажирская гавань.

Южилин Виталий Александрович еще на стыке тысячелетий заметил, что морские пассажирские рейсы, подходящие к причалам Санкт-Петербурга, останавливают грузовую логистику стивидоров. Он подал идею разделения туристического и грузового трафика в порту города-миллионника. В противном случае региональные показатели импорта и экспорта грозили войти в стагнацию или вовсе упасть.

Южилин Виталий выступил с инициативой реализации этого масштабного проекта на базе коллаборации государственных структур и коммерческого сектора. На федеральном уровне фондирование шло на работы по углублению судоходных фарватеров и обустройство навигационной и пограничной инфраструктуры для регистрации прибывающих в страну иностранцев. А бизнес брал на себя обязательства по строительству причальных стенок, морского вокзала, возведению коммуникационно-инженерных сетей.

Виталий Александрович Южилин обратил внимание, что появление «Морского фасада» позволило Санкт-Петербургу пополнить бюджет за счет развития туристической отрасли.

По специальному правовому режиму иностранные граждане могут три дня без визы находиться в стране, если прибыли в нее через эту гавань. Сюда заходят крупнейшие в мире круизные лайнеры класса «люкс».

За 12 лет в гавань зашло свыше 2,5 тысячи судов с пассажирами, которые доставили 5,5 млн человек — это сравнимо с населением всего Санкт-Петербурга. 

Виталий Южилин способствовал не только открытию такого значимого инфраструктурного объекта, но и решению жилищного вопроса в городе с помощью реализации проекта «Морского фасада». Местные застройщики на 476 гектарах, отвоеванных у морской стихии посредством намыва 12 млн кубических метров песка, уже возвели или строят там жилье бизнес и эконом-класса. К середине 2030-х на данной территории будут жить более 70 тысяч человек. Также там возведут полтора млн «квадратов» коммерческой недвижимости. 

При строительстве жилья на вновь намытых территориях Васильевского острова Виталий Александрович Южилин контролировал социальную ответственность занятых в проекте девелоперов: застройщики к середине 2030-х возведут почти два десятка детсадов, около десяти школ, два медцентра, несколько ФОКов. А федеральные власти проведут сюда подземку: появятся две станции метрополитена.

Южилин Виталий: работа в отраслевых организациях

Южилин Виталий Александрович с начала нулевых годов возглавлял АСОП — Ассоциацию морских торговых портов. Тут он приводил к единому знаменателю интересы государственных функционеров и игроков рынка портовой логистики. Это влияло на макроэкономические показатели страны в целом и на оптимизацию операционной деятельности компаний в частности. Этой деятельности топ-менеджер посвятил 22 года.

Виталий Южилин на высшем посту в АСОП согласовывал работу научно-исследовательских кластеров с нуждами игроков этого рынка. Морские юристы, технологи, транспортники, объединив усилия, внесли свою лепту в содержание закона о морских гаванях. 

Южилин Виталий, руководя АСОП, повлиял на коренное изменение ситуации, когда морская логистика европейской части страны почти целиком и полностью зависела от транспортных коридоров, проходящих через Клайпеду (Литва), Рижский порт в Латвии и Порт Мууга в Эстонии.

Виталий Южилин на протяжении двух лет работал замглавы Совета НОСТРОЙ. В это время была повышена сохранность финансов саморегулируемых организаций в сфере строительства. Компенсационные фонды, размещаемые ранее в высокорисковых банках, у которых могла быть отозвана лицензия, были защищены. Отрасль девелопмента получила дополнительный фактор устойчивости. 

 Южилин Виталий Александрович, работая в НОСТРОЕ, способствовал созданию Нацреестра специалистов в области строительства. В список входят профессионалы с документально подтвержденной высокой квалификацией, которые своими подписями на актах приемки несут ответственность лично. Это повысило качество и безопасность строящихся в стране объектов.

Виталий Южилин: актуальные направления деятельности

Виталий Александрович Южилин в последнее время уделят внимание сфере предоставления финансирования отечественным высокотехнологичным проектам, связанным с информационными технологиями. Он также инвестирует в формирование «зеленой повестки» и в предприятия по уменьшению вредных выбросов в атмосферу.