Развитие бизнеса в сфере доверительного управления активами – это вопрос не только финансовых компетенций, но и репутации. Именно репутация, которую наработала Инвестиционная группа ТРИНФИКО за тридцать лет, лежит в основе её успеха, уверен топ-менеджер Олег Белай. Сам он прошёл вместе с компанией весь её путь – от становления в начале 1990-х до нынешнего статуса одной из крупнейших частных инвестиционных групп России.
В этой статье – о том…
- Как создать респектабельную инвестиционную группу, если вы – простые студенты
- Почему об одних компаниях, основанных в 90-х, давно забыли, а другие превратились в гигантов
- Как масштабировать бизнес – экспансивно или интенсивно
- Какие нужны знания, чтобы работать на этой сфере
- Какую роль играет команда
- Кому доверяют инвесторы
- И почему профессионалы выбирают «зелёные инвестиции»
От зерна – к колосу, от колоса – к полю
История ТРИНФИКО примечательна тем, что эта инвестиционная группа – практически ровесница современной российской финансовой системы. Брокерская компания ТРИНФИКО была зарегистрирована в 1993 году и первоначально специализировалась на собственных торговых операциях. Но уже через два года компания приобрела первого клиента, доверившего ей свои капиталы. Вскоре именно это направление (asset-менеджмент) стало ключевым в бизнес-стратегии группы.
Интересно, что основателями бизнеса выступили очень молодые люди, студенты. Олегу Белаю, когда он стал финансовым директором и продемонстрировал впечатляющие успехи как в трейдинге, так на управленческом поле, едва исполнился двадцать один год. Он учился в МИЭТ (Московском институте электротехники), специализируясь на микроэлектронике. Другим сооснователем стал Валерий Сотников, с которым Олег учился в одной школе подмосковного наукограда – Зеленограда. Другие ребята из команды были того же возраста.
«В те годы это никого не удивляло, – вспоминает Олег Викторович Белай. – В начале 90-х много молодёжи заинтересовалось бизнесом. Двадцатилетние предприниматели вполне могли обладать приличным опытом деловой деятельности».
Такой опыт был и у него самого. К моменту основания ТРИНФКО он вместе со своим другом Сотниковым попробовал себя в разных бизнес-тематиках, научился зарабатывать деньги и понял, что больше всего его привлекают финансовые рынки. Ориентиром были образы инвест-банкиров из голливудских фильмов, а обучение шло на практике – учебную литературу взять было просто неоткуда.
Первый опыт трейдинга молодые финансисты получили на рынке ваучеров – ценных бумаг, с помощью которых в России была проведена глобальная приватизация. Советская экономика трансформировалась в рыночную. В массовые оборот поступили приватизационные чеки, торговля ими позволила Белаю и его товарищам сформировать начальный капитал и понять принципы биржевой деятельности. Профессиональные успехи, достигнутые в 1992–1993 годах, укрепили их деловые амбиции. Студенты решили заявить о себе как о серьёзных игроках, зарегистрировав брокерскую компанию.
Так началась личная success story Олега Белая и история инвестиционной группы, с которой он связал свою жизнь.
Тридцать лет на рынке: секреты конкуренции
1990-е для российского бизнеса были периодом проб и ошибок, наработки опыта, знакомства со свободной экономикой, изучения механизмов рынка. Далеко не всем бизнесам, амбициозно стартовавшим в эту эпоху, удалось удержаться на плаву. Большинство коммерческих названий, которые были на слуху три десятилетия назад, сейчас уже позабыты. Но ряд имён, рождённых в бурную «эпоху турбулентности», во время становления новой экономики, выдержали испытание временем, окрепли и превратились в широко известные бренды. К таковым относится и ТРИНФИКО.
Среди факторов успеха Олег Викторович Белай особо выделяет:
- Понимание потребностей бизнеса, общества, экономики. ТРИНФИКО гибко реагировала на изменения, оперативно внедряя в свою работу новые финансовые инструменты и предлагая России актуальные инвестиционные продукты.
- Грамотный риск-менеджмент. Инвестиционные решения всегда сочетали выгодное для клиентов соотношение рисков и доходности. Такой подход стал фундаментом для уверенного развития и обеспечил группе достойную репутацию.
- Экспертный уровень. Коллектив компании – это опытные профессионалы, предлагающие сложные стратегические программы по управлению крупными капиталами. Это позволило привлечь не только частных, но и институциональных инвесторов.
- Гибкая тактика, поддерживающая дальновидную стратегию. Экономические циклы, кризисы, зарождение новых трендов – всё это превращает финансовую сферу в бурлящий океан. Прокладывая курс, приходится учитывать многочисленные факторы и меняющуюся картину экономики.
- Непрерывное развитие. Достижение целей для Белая – это не конечная точка пути, а начало нового отрезка бесконечной дороги.
Стратегия расширения
Окидывая взглядом историю ТРИНФИКО, Белай подчёркивает, что на всём протяжении пути её команда осваивала новые ниши, подхватывая самые актуальные, трендовые идеи. Стратегией развития стала не просто рыночная экспансия, а интенсивное, качественное развитие. «Мы не боялись идти вперёд, пробовать силы в разных бизнес-нишах», – говорит предприниматель, отвечая на вопросы о секретах достижений.
Начав с ваучерного трейдинга – довольно специфического финансового направления, вызванного потребностями буферной эпохи, ТРИНФИКО сумела быстро выйти на классический фондовый рынок. В 1993–1995 годах приступила к торговле акциями и облигациями. Серьёзным испытанием на прочность оказалась работа с деривативами – сложными инструментами, которые по плечу не каждому трейдеру. Это высокодоходная ниша, требующая тщательного риск-контроля. Здесь Олегу Белаю, который лично проводил операции, помогли математические таланты, способности прогнозиста, аккуратность и ответственность.
Торговые показатели на фондовом и срочном рынках привлекли к ТРИНФИКО внимание крупных владельцев капиталов. Ей начали доверять в управление значительные активы. В 2002 году к числу клиентов присоединился и один из пенсионных фондов.
В 2008 Белай сменил управленческую должность, перейдя на пост директора по корпоративным финансам. Он занялся направлениями private equity и investment banking. Это открыло интересные возможности для клиентов группы. Работа в данной нише оказалась успешной, итогом стал выход на глобальные мировые рынки.
Залог успеха – высокий уровень экспертизы
Коронная фишка ТРИНФИКО – сложные решения институционального качества. Спектр решений, предлагаемых инвесторам, постоянно расширялся. Группа успешно осуществила ряд девелоперских проектов, предложила высокодоходные пифы, первой среди управляющих компаний страны получила ESG-рейтинг от Национального рейтингового агентства.
«Наращивание компетенций – обязательное условие для успешной деятельности, – комментирует Олег Белай. По его словам, профессионалу нужны и теоретические знания, и практический опыт. Требуется понимание рынка, его потребностей, механизмов, движущих сил.
За плечами самого финансиста – сотни сложных кейсов, более чем тридцатилетний опыт работы с капиталами. Начав работу с «прыжка в воду», с практического освоения профессии, впоследствии Белай получил аттестат специалиста по управлению инвестиционными, паевыми и негосударственными фондами. Предприниматель также хорошо изучил смежные области – налоговую и юридическую.
Команда и корпоративные ценности
Олег Белай гордится командой ТРИНФИКО. Многие из его коллег – это люди, которые пришли в компанию в годы её основания. Карьерные пути открыты и для молодых талантов, разделяющих корпоративные ценности:
- развитие личных профессиональных компетенций каждым членом команды;
- эффективное взаимодействие в рамках выстроенного Белаем стратегического менеджмента;
- высокий уровень личной ответственности;
- конструктивный обмен мнениями, открытость к новым идеям;
- стремление внести свой вклад в социальное развитие общества, волонтёрство и меценатство.
О социальной миссии, которая вошла в число корпоративных ценностей коллектива, стоит рассказать отдельно. Бизнесмен большое внимание уделяет благотворительности, лично участвует в программах основанного им благотворительного фонда «Вместе сможем». Этот фонд сосредоточен на помощи самым уязвимым группам российского общества. Своей меценатской деятельность Белай сумел вдохновить и коллег – как топов, так и рядовых сотрудников. Многие из них тоже присоединились к проектам БФ «Вместе сможем».
«Зелёные инвестиции» – это перспективно
Достигнутые успехи всегда становились трамплином для нового рывка. Её внутренняя стратегия – это непрерывное развитие и поиск актуальных инвест-направлений. Сейчас таким направлением выступает ESG.
«Зелёные инвестиции» вошли в бизнес-повестку в середине 2010-х. Внимательно изучая перспективные направления, Олег Белай сразу оценил потенциал ESG-инструментов. Большое значение для него имел и тот факт, что концепция ESG сочетается с его личными жизненными ценностями. Бизнесмен считает, что деньги – это инструмент для улучшения жизни общества, а среди его любимых фраз – «всегда надо оставаться людьми».
Защита экологии, бережное отношение к природе, стремление передать богатства планеты будущим поколениям, устойчивое развитие социума – все эти принципы «зелёной экономики» отвечают философии предпринимателя. Поэтому ТРИНФИКО уже внедрила концепцию «Environmental, Social, Governance» в свою стратегию и стала первой УК в России с ESG-рейтингом.
Основа доверия
Сейчас детище Белая входит в десятку крупнейших частных инвестиционных групп, работающих на территории РФ. Её пифы неоднократно входили в топ-3 самых высокодоходных инструментов отечественного инвест-пространства.
Репутационные активы бизнеса – его главное богатство, утверждает Олег Викторович. Этот нематериальный актив нарабатывался три десятилетия. В дальнейших планах – укрепление позиций, расширение линейки экспертных услуг. Иными словами – повседневная работа, направленная на укрепление благосостояния клиентов, многие из которых сотрудничают с ТРИНФИКО уже более двадцати лет.