Послезавтра рождается сегодня. На ММСО–2024 обозначили тренды в развитии образования

Главная тема Московского международного салона образования (ММСО.ЕХРО–2024) — «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России» — объединила более 8000 участников офлайн и 150000 посетителей онлайн: представителей бизнеса, исполнительной власти и руководителей образовательных организаций. Вызовы нового времени требуют новых подходов к подготовке будущих специалистов.

По мнению участников форума, главными трендами в развитии образования в России станут гибкость, переговоры, коллаборация и партнёрство. Система подготовки новых кадров в России будет ориентироваться на игроков, способных создать благоприятную среду для сотрудничества. «Клерк» — информационный партнер мероприятия.

Лидеры будущего — специалисты, умеющие осознать, что личные карьерные достижения зависят от успешных коллабораций и умения раскрывать потенциал друг друга. 

«Российский бизнес должен дать отечественным вузам компетенции, ценные для будущего. Это всё то, что касается прежде всего цифровой инфраструктуры, экосистем. В цифровых экосистемах, например, «Яндекса», «Сбера», я считаю, сегодня рождается послезавтрашний день», — отметил декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Общественного совета при Минэкономразвития РФ Александр Аузан.

 

«XXI век — это век переговоров, поэтому современная система подготовки специалистов должна смело развиваться и совершенствоваться, — считает заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХИГС при Президенте РФ Александр Асмолов.

Образовательные программы на основе общественных договоренностей, по мнению эксперта, помогут преодолению эгоцентризм в коллективе. «Когда мы говорим о переговорах, должны четко понимать в каких системах развивается наше образование. В тех, в которых готовятся к безопасности или к развитию? Если в школе главная мотивация — перспективы — на будущее, а не мотивация ретроспективы, где идеал — безопасность, то она развивается. Чтобы образование было договороспособным, оно должно быть готовым к изменениям. Образование должно выйти за рамки адаптивных схем и не подгоняться под униформу», — считает ученый.

Важным качеством лидера будущего, по мнению экспертов, становится стремление улучшить мир вокруг себя, а не только развить себя лично. Этот тренд будет усиливаться и в системе образования.

«Мы развиваем такие качества, которые позволят созидать системное мышление, креативность, способность по-другому посмотреть на ситуацию, цифровые навыки. Сейчас это новый образ мышления: увидеть возможность, которую могут дать технологии, чтобы улучшить мир вокруг, желание менять мир — является характеристикой лидера будущего. Уметь учиться вместе, раскрывать потенциал друг друга — это образование будущего. И сейчас есть все возможности для этого», — отметила директора Центра индустрии образования Сбера Наталья Журавлева.

 «В этом году на ММСО, пожалуй, впервые состоялся предметный разговор между представителями бизнеса и системы образования. Тема года и общей стратегии развития ММСО объединила всех в понимании того, что качество будущего зависит от качества синхронизации между рынком труда и рынком образования. Мы стремимся ответить на вопросы, каким образом сегодня образовательный опыт трансформируется в реальный, как бизнес становится заказчиком на образовательные результаты и партнёром по формированию нового типа образовательных программ, которые помогают семье строить осознанную траекторию обучения ребенка и его будущей карьеры», — отмечает директор ММСО Максим Казарновский.

На полях форума было подписано несколько соглашений, подтверждающих этот тренд. «СберОбразование» и департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве по внедрению и разработке цифровых решений на базе искусственного интеллекта, например, «Ассистента преподавателя» — онлайн-помощника для педагогов и образовательных организаций. 

МГИМО, Третьяковская галерея и компания FESCO подписали соглашение о запуске магистерской программы «Менеджмент музеев и галерей» — в рамках этого проекта компания FESCO предоставит 15 целевых стипендий лучшим абитуриентам. А благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ разработали совместный проект по изучению личностного потенциала, который позволит подготовить новые педагогические методики для образовательных учреждений.

В выставке ММСО.EXPO-2024 приняли участие более 170 российских и зарубежных компаний и 30 образовательных учреждений. Впервые в рамках ММСО.EXPO был открыт «Китайский павильон»: 15 компаний из КНР приняли участие в выставке-форуме и продемонстрировали комплексные решения для оснащения школ, колледжей и университетов.

ММСО–2024 в цифрах:

  • 8 тысяч посетителей офлайн;

  • свыше 150 тысяч посетителей онлайн из 570 городов, 80 регионов России и 64 зарубежных стран;

  • более 200 экспонентов выставочного пространства мероприятия: 170 компаний поставщиков решений для сферы образования и 30 образовательных организаций (вузов и колледжей);

  • 15 компаний-экспонентов из Китая;

  • более 10 соглашений о сотрудничестве подписано в рамках ММСО–2024;

  • более 120 сессий деловой программы выставки-форума с участием 500 спикеров — экспертов в различных сферах образования и бизнеса.

Справка о Московском международном салоне образования 

Московский международный салон образования (ММСО) — это ежегодная масштабная выставка-форум образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений.

Записи мероприятий деловой программы и выставка, где размещены цифровые двойники стендов, уже размещены на платформе ММСО. Коннект и доступны к просмотру в любое удобное время и из любой точки мира. Доступ для посетителей действует круглосуточно до 1 июня 2024 года.